Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по вопросам полиции

 

Г-н Председатель,

Признательны заместителю Генерального секретаря г-ну Э.Ладсусу и командующим полицейскими компонентами миссий в Мали, Южном Судане, Гаити и Дарфуре за полезные брифинги. Благодарим в лице командующих всех их подчиненных за добросовестное выполнение возложенных задач по поддержанию мира и безопасности в сложных конфликтных ситуациях.

Проведение сегодняшнего заседания имеет для нас символическое значение. Сегодня, 10 ноября в России отмечается День полиции - профессиональный праздник российских полицейских. 

Рассматриваем полицейские компоненты в качестве неотъемлемых составных частей ооновских миротворческих операций. Они вносят свой вклад в выполнение единого для каждой миссии мандата, определяемого спецификой ситуации в стране развертывания. 

Рассчитываем, что эта очередная традиционная встреча позволит нам лучше разобраться с теми сложностями, с которыми сталкиваются полицейские компоненты "в поле".

Перед современными ооновскими полицейскими стоят масштабные задачи, что связано со все более сложным и комплексным характером мандатов миссий. Теперь они не только наблюдают за ситуацией и докладывают о нарушениях общественного порядка, содействуют национальным органам в защите гражданских лиц, но и играют важную вспомогательную роль в постконфликтном реформировании правоохранительных институтов, наращивании и совершенствовании национального потенциала принимающих государств.

Исходим из того, что оказывая такую помощь от имени всего мирового сообщества, полицейские, равно как и все миротворцы ООН, обязаны неукоснительно выполнять выданный СБ мандат и соблюдать базовые принципы миротворчества. 

Не можем не признать, что возрастающая в современных условиях значимость полиции возлагает дополнительную ответственность на миротворцев и их руководство и предъявляет закономерные требования по части адаптации полицейской архитектуры ООН. 

Г-н Председатель,

Полагаем, что важнейшая составляющая эффективного выполнения мандатов – налаживание конструктивных и основанных на доверии отношений с принимающей стороной, а если необходимо и другими участниками конфликта. Только в таких условиях содействие в защите гражданских лиц может принести осязаемую пользу. 

При действиях в сложных условиях асимметричных угроз и в самом плотном контакте с населением надо с особой осмотрительностью реализовывать на практике так называемый "человекоцентристский подход". Он заключается исключительно в необходимости поддержания доверительного контакта с местным населением. Любой отход от этого принципа создаст риск обвинений в нарушении принципа беспристрастности.

Приведу пример. Полицейские Временных сил безопасности ООН в Абьее (UNISFA) оказывают поддержку т.н. "общинным комитетам самообороны" (community protection committees). Эти "комитеты" сформированы только одной из населяющих данный район общин – нгок динкой. Другая община – миссерия – выступает против их учреждения. Выходит, что "голубые каски" поощряют односторонние действия одной из сторон конфликта – нгок динки – вопреки принципам беспристрастности и согласия сторон.

Кроме того, считаем, что полиции ООН не стоит брать на себя несвойственные ей политические функции, как, например, мониторинг прав человека. Для этого есть другие органы системы ООН.

Хотел бы затронуть тему сбора и анализа информации. Разделяем мнение о том, что без этого сложно обеспечить эффективность работы "в поле". Однако такая деятельность должна осуществляться исключительно в оперативных целях, легальными средствами, с согласия принимающей стороны и при полном уважении ее суверенитета. Термин "разведка" в его классическом понимании в этом контексте считаем неуместным.

Одна из ключевых задач руководства полицейских компонентов и миссий в целом – оказывать содействие по укреплению потенциала принимающей стороны в решении правоохранительных задач: передавать опыт, налаживать работу, обучать персонал. Ведь именно на местной полиции лежит главная ответственность за обеспечение безопасности собственных граждан. Важно избегать ситуаций, в которых многолетнее присутствие миссий по сути ведет к подмене ооновцами усилий местных полицейских. Без повышения местного потенциала устойчивая стратегия выхода для ооновских присутствий вряд ли будет обеспечена. 

Г-н Председатель,

Еще один важный аспект: направляемые ООН полицейские контингенты должны четко знать свои задачи, действовать профессионально и быть адекватно оснащены и подготовлены. В этой связи мы поддерживаем начинания многих региональных организаций, в первую очередь Афросоюза, по повышению уровня подготовки полицейских-миротворцев.

Это направление международного сотрудничества получило особое звучание и в ходе состоявшегося в июне Саммита, собравшего глав полиций государств-членов, Секретариата и полевых присутствий ООН. 

В ходе этого мероприятия с российской стороны было объявлено о решении удвоить количество наших полицейских в ОПМ ООН. И это уже делается. 

Мы также намерены расширять свое участие в работе по подготовке международных полицейских. За последние 16 лет в тренировочном центре в г.Домодедово прошли подготовку иностранные полицейские-миротворцы, включая командиров, из более чем 50 стран мира, в основном из африканских. Россия имеет уникальный опыт в области профессиональной подготовки миротворцев, которым мы готовы делиться.

Г-н Председатель,

Убеждены в том, что полицейское миротворчество заслуживает повышенного внимания государств-членов ООН. Внешние независимые обзоры не способны заменить обсуждения вопросов полиции в профильных органах Организации. Дискуссии по наиболее сложным аспектам, а тем более вопросам структурной организации полиции, должны быть прозрачными. 

Наиболее удобными для этого разговора считаем существующие площадки Рабочей группы СБ по миротворчеству и Спецкомитета Генассамблеи ООН по ОПМ, где представлены все страны-поставщики контингентов без искусственных исключений, как это, к сожалению, произошло на полицейском саммите, а также нынешние и потенциальные принимающие государства.

Благодарю Вас.