Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по миротворчеству
20 ноября 2015 года
Г-н Председатель,
Благодарим Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна за брифинг.
Внимательно ознакомились
с докладами, подготовленными Группой независимых экспертов высокого уровня по
обзору миротворческих операций и специальных политических миссий, а также
Генсекретаря ООН с изложением его видения реализации рекомендаций Группы
экспертов. Эти документы станут хорошей
отправной точкой для всестороннего и тщательного анализа государствами-членами
путей дальнейшего развития миротворческой архитектуры Всемирной организации.
Г-н Председатель,
Согласны с тем, что современные вызовы и угрозы, а также изменившийся характер современных конфликтов, требуют соответствующей адаптации со стороны Всемирной организации.
Полностью разделяем изложенные в докладах подходы о необходимости преобразований ооновского миротворчества с упором на политические инструменты разрешения кризисов. Качественные, кропотливые политические и посреднические усилия должны стать для нас приоритетом: история конфликтов в разных регионах мира доказала, что именно они помогают устранить первопричины противоречий, а не только купировать симптомы. В противном случае даже после временной передышки кризисы рискуют вернуться вновь.
Поддерживаем тезис о необходимости укрепления глобального и регионального взаимодействия в вопросах поддержания мира и безопасности.
Роль ООН с ее мощным авторитетом и миротворческим потенциалом уникальна. Однако важно, чтобы степень вмешательства Организации была тщательно выверена в зависимости от ситуации в каждой конкретной стране, а интересы и потребности населения стран через более тесный диалог с местными правительствами и общинами – максимально учтены. По-прежнему убеждены, что ооновские присутствия должны оказывать содействие принимающей стороне, исходя из обозначенных ее правительством приоритетов.
В данном контексте императивом является налаживание конструктивного повседневного взаимодействия миротворцев с местными органами власти и содействие наращиванию потенциала принимающего государства.
С особым вниманием отнеслись к соображениям докладов о том, что миротворческие силы ООН не должны использоваться для борьбы с терроризмом и насильственным экстремизмом. Для этого в распоряжении международного сообщества есть другие инструменты.
В этой связи отрадно, что в рекомендациях нашли подтверждение базовые принципы миротворчества. Мы не можем согласиться с все чаще звучащей с ооновских трибун идеей о необходимости их «гибкой интерпретации». Так, в частности, защита гражданских лиц была и остается одной из главных задач миротворчества, однако она не может становиться самоцелью операций, поскольку необходимость их защищать - это следствие конфликта, а не причина.
Нельзя забывать о том, что ответственность по защите гражданского населения лежит на самих государствах. Только они способны в итоге обеспечить ее качество и устойчивость. В этой связи одна из главных задач миротворческой операции – в тяжелый момент подставить плечо принимающей стороне, тогда, когда она не способна самостоятельно справиться с этой ответственностью. Такая помощь должна быть беспристрастной и основанной на согласии и взаимопонимании с принимающим государством. При этом нельзя забывать о том, что в любом случае – это временная мера, необходимая для того, чтобы дать время для поиска политико-дипломатического решения.
Г-н Председатель,
Считаем важным взвешенно подходить к чрезмерному акцентированию в миротворчестве правочеловеческих аспектов, включая инициативу Генсекретаря «Права прежде всего», а также гендерных вопросов. Не умаляя значимости этих тем, мы призываем к ответственному и рациональному подходу. Иначе может быть нанесен ущерб выполнению основных задач миротворчества.
Отдельной строкой в этой связи – призыв к четкому следованию различными подразделениями Секретариата своим мандатам, пресечению практики "перетягивания одеяла" и дублирования усилий. Такие модные слова, встречающиеся сегодня практически в каждом ооновском решении, как связность и согласованность, координация и гибкость не должны выливаться в то, что "все занимаются всем". Неизбежный итог этому – "никто не занимается ничем" и "никто ни за что не несет ответственности". При этом неизбежным побочным эффектом является создание дополнительных структур, раздувание бюрократии и рост затрат. Ооновские механизмы, в том числе в области миротворчества, нуждаются собственно в отладке, а не в создании дополнительных механизмов по их отладке.
Не пойдет на пользу и искусственное сужение под надуманными предлогами круга стран-поставщиков контингентов (СПК). Так же с осторожностью следует подходить к предложению наделить Секретариат широкими полномочиями в кадровой политике, в том числе в вопросах быстрого развертывания и управления гражданским персоналом.
Г-н Председатель,
Неотъемлемой чертой сегодняшнего миротворчества является сопряжение усилий ООН, региональных и субрегиональных организаций, государств региона между собой, а также другие формы взаимодействия. Такое сотрудничество проходит по многим трекам – от обмена информацией и передовым опытом до совместных действий "на земле" и оказания ресурсной поддержки с целью оперативного и эффективного реагирования на имеющиеся и возникающие вызовы. Видим большой потенциал для дальнейшего развития такого сотрудничества практически во всех регионах мира.
В заключение хотели бы отметить, что весь комплекс обозначенных вопросов, в том числе касающихся превентивных мер, принципов миротворчества, структурных изменений в Секретариате ООН, а также использования и перераспределения кадровых и финансовых ресурсов требуют самого пристального внимания и субстантивного рассмотрения государствами-членами. Такая работа должна проводиться прежде всего в рамках Спецкомитета ГА ООН по миротворчеству, а также Пятого комитета Генассамблеи.
Благодарю Вас.