Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по миротворчеству

20 ноября 2015 года


Г-н Председатель,

Благодарим Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна за брифинг.

Внимательно ознакомились с докладами, подготовленными Группой независимых экспертов высокого уровня по обзору миротворческих операций и специальных политических миссий, а также Генсекретаря ООН с изложением его видения реализации рекомендаций Группы экспертов. Эти документы станут хорошей отправной точкой для всестороннего и тщательного анализа государствами-членами путей дальнейшего развития миротворческой архитектуры Всемирной организации.

Г-н Председатель,

Согласны с тем, что современные вызовы и угрозы, а также изменившийся характер современных конфликтов, требуют соответствующей адаптации со стороны Всемирной организации.

Полностью разделяем изложенные в докладах подходы о необходимости преобразований ооновского миротворчества с упором на политические инструменты разрешения кризисов. Качественные, кропотливые политические и посреднические усилия должны стать для нас приоритетом: история конфликтов в разных регионах мира доказала, что именно они помогают устранить первопричины противоречий, а не только купировать симптомы. В противном случае даже после временной передышки кризисы рискуют вернуться вновь.

Поддерживаем тезис о необходимости укрепления глобального и регионального взаимодействия в вопросах поддержания мира и безопасности.

Роль ООН с ее мощным авторитетом и миротворческим потенциалом уникальна. Однако важно, чтобы степень вмешательства Организации была тщательно выверена в зависимости от ситуации в каждой конкретной стране, а интересы и потребности населения стран через более тесный диалог с местными правительствами и общинами – максимально учтены. По-прежнему убеждены, что ооновские присутствия должны оказывать содействие принимающей стороне, исходя из обозначенных ее правительством приоритетов.

В данном контексте императивом является налаживание конструктивного повседневного взаимодействия миротворцев с местными органами власти и содействие наращиванию потенциала принимающего государства.

С особым вниманием отнеслись к соображениям докладов о том, что миротворческие силы ООН не должны использоваться для борьбы с терроризмом и насильственным экстремизмом. Для этого в распоряжении международного сообщества есть другие инструменты.

В этой связи отрадно, что в рекомендациях нашли подтверждение базовые принципы миротворчества. Мы не можем согласиться с все чаще звучащей с ооновских трибун идеей о необходимости их «гибкой интерпретации». Так, в частности, защита гражданских лиц была и остается одной из главных задач миротворчества, однако она не может становиться самоцелью операций, поскольку необходимость их защищать - это следствие конфликта, а не причина.

Нельзя забывать о том, что ответственность по защите гражданского населения лежит на самих государствах. Только они способны в итоге обеспечить ее качество и устойчивость. В этой связи одна из главных задач миротворческой операции – в тяжелый момент подставить плечо принимающей стороне, тогда, когда она не способна самостоятельно справиться с этой ответственностью. Такая помощь должна быть беспристрастной и основанной на согласии и взаимопонимании с принимающим государством. При этом нельзя забывать о том, что в любом случае – это временная мера, необходимая для того, чтобы дать время для поиска политико-дипломатического решения.

Г-н Председатель,

Считаем важным взвешенно подходить к чрезмерному акцентированию в миротворчестве правочеловеческих аспектов, включая инициативу Генсекретаря «Права прежде всего», а также гендерных вопросов. Не умаляя значимости этих тем, мы призываем к ответственному и рациональному подходу. Иначе может быть нанесен ущерб выполнению основных задач миротворчества.

Отдельной строкой в этой связи – призыв к четкому следованию различными подразделениями Секретариата своим мандатам, пресечению практики "перетягивания одеяла" и дублирования усилий. Такие модные слова, встречающиеся сегодня практически в каждом ооновском решении, как связность и согласованность, координация и гибкость не должны выливаться в то, что "все занимаются всем". Неизбежный итог этому – "никто не занимается ничем" и "никто ни за что не несет ответственности". При этом неизбежным побочным эффектом является создание дополнительных структур, раздувание бюрократии и рост затрат. Ооновские механизмы, в том числе в области миротворчества, нуждаются собственно в отладке, а не в создании дополнительных механизмов по их отладке.

Не пойдет на пользу и искусственное сужение под надуманными предлогами круга стран-поставщиков контингентов (СПК). Так же с осторожностью следует подходить к предложению наделить Секретариат широкими полномочиями в кадровой политике, в том числе в вопросах быстрого развертывания и управления гражданским персоналом.

Г-н Председатель,

Неотъемлемой чертой сегодняшнего миротворчества является сопряжение усилий ООН, региональных и субрегиональных организаций, государств региона между собой, а также другие формы взаимодействия. Такое сотрудничество проходит по многим трекам – от обмена информацией и передовым опытом до совместных действий "на земле" и оказания ресурсной поддержки с целью оперативного и эффективного реагирования на имеющиеся и возникающие вызовы. Видим большой потенциал для дальнейшего развития такого сотрудничества практически во всех регионах мира.

В заключение хотели бы отметить, что весь комплекс обозначенных вопросов, в том числе касающихся превентивных мер, принципов миротворчества, структурных изменений в Секретариате ООН, а также использования и перераспределения кадровых и финансовых ресурсов требуют самого пристального внимания и субстантивного рассмотрения государствами-членами. Такая работа должна проводиться прежде всего в рамках Спецкомитета ГА ООН по миротворчеству, а также Пятого комитета Генассамблеи.

Благодарю Вас.