Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по теме «Здравоохранение в условиях вооруженного конфликта»

Г-н Председатель,

Благодарим Генерального секретаря и докладчиков за участие в заседании.

Тема защиты гражданских лиц давно и прочно закрепилась в повестке дня Совета Безопасности. Считаем оправданным, чтобы она и впредь оставалась в фокусе его внимания.

В условиях меняющегося характера конфликтов вопросы оказания медицинской помощи, защиты больных и раненых приобретают особое значение. Во многих современных «горячих точках» боевые действия ведутся в густонаселенных местностях, где жители крайне зависимы от бесперебойного функционирования объектов медицинской инфраструктуры. Стороны конфликта, где бы он ни происходил, должны принимать все необходимые меры по обеспечению безопасности гражданских лиц, включая тех, кто оказывает гуманитарную и медицинскую помощь.

Работа международного сообщества на этом направлении должна быть нацелена на решение гуманитарных задач, включая облегчение участи мирного населения. При этом считаем неправильным вырывать вопросы медицинской помощи из общего контекста защиты гражданских лиц и усилий по урегулированию конфликтов.

Высокого оцениваем усилия Международного комитета Красного Креста по оказанию помощи гражданским лицам, включая поставку медикаментов, обучение персонала, оказание медицинской помощи, распространение знаний о соответствующих нормах МГП. Предложенная МККК идея обмена передовой практикой в этой области, на наш взгляд, заслуживает дополнительного изучения.

Г-н Председатель,

Потребности гражданского населения в медицинской помощи зачастую вопреки предписаниям международного права используются в целях достижения военного и иного преимущества. Вновь вынуждены привлечь внимание к бедственной ситуации с доступом к медицинской помощи на Юго-Востоке Украины. Неизбирательными обстрелами со стороны Вооружённых сил Украины разрушены многие объекты гражданской инфраструктуры, в том числе и больницы. Так, например, в январе артобстрелу подверглись больница и средняя школа в Макеевке.

В течение почти трех лет вследствие блокады со стороны Киева население региона лишено возможности получать необходимое лечение и медикаменты. В вышедшем докладе Генерального секретаря по вопросам защиты гражданских лиц в этом контексте справедливо обращается внимание на проблему полного запрета Киевом на торговлю с Юго-Востоком Украины, включая поставку туда предметов медицинского назначения. Наша страна, в отличие от украинских властей, оказывала и продолжает оказывать масштабную помощь, в том числе в сфере здравоохранения, жителям Юго-Востока Украины, жизнь и здоровье которых ежедневно подвергаются опасности в результате целенаправленных действий правительства Украины.

Увещевания международных гуманитарщиков и правозащитников, неоднократно отмечавших, что от такой блокады страдают самые незащищенные слои населения, в том числе дети, старики и инвалиды, к результату не привели. Хотели бы адресовать делегации Украины призыв отменить эти и другие бесчеловечные ограничительные меры в отношении собственного народа.

Господин Председатель,

Все чаще гуманитарные работники, врачи и медицинский персонал становятся жертвами террористических группировок. За примерами далеко ходить не надо: можно, в частности, упомянуть нападения боевиков ИГИЛ на военный госпиталь в Афганистане в феврале, а также на сотрудников Международного комитета Красного креста в марте. Следует упомянуть и такие «приемы», как маскировка мест укрытия террористов под медпункты, использование больных и раненых в качестве «живого щита», создание препятствий для доставки гуманитарной помощи, принудительное изъятие лекарств у гражданского населения. В восточном Алеппо вопросы медицинской эвакуации стали предметом откровенного торга со стороны террористов.

Удручающая статистика нападений на медицинских работников со стороны террористов подтверждает необходимость дополнительной мобилизации усилий государств, ООН и гуманитарных организаций в целях укрепления механизмов обеспечения безопасности гуманитарных сотрудников.

Г-н Председатель,

Исходим из того, что имеющиеся на данном этапе правовые рамки в рассматриваемой области в целом достаточны, и приоритетом должны стать практические меры по соблюдению соответствующих принципов и норм. Резолюция 2286 дает государствам и сторонам конфликтов необходимые ориентиры в этом отношении.

Что касается предложенного в 2016 году Генеральным секретарем набора рекомендаций в отношении здравоохранения, то свои оценки на этот счет мы уже излагали. Полагаем, что эти предложения могут служить подспорьем в дальнейшей работе, в рамках которой следует учитывать в том числе и то, что они содержат ряд спорных, на наш взгляд, моментов, выходя за рамки резолюции 2286 и норм международного гуманитарного права.

Изучили недавний доклад Генерального секретаря о защите гражданских лиц в вооруженном конфликте. Поддерживаем настрой на обеспечение единства усилий по предотвращению конфликтов и защите гражданских лиц. Считаем, что такой подход, базирующийся на международном праве и не навязывающий каких-либо искусственных иерархий, может принести положительные результаты. Вместе с тем хотели бы предостеречь от вольной интерпретации норм международного гуманитарного права и других документов.

Не ставя под сомнение необходимость мер по привлечению к ответственности виновных в гибели гражданских лиц, включая медицинский персонал, не разделяем радужные оценки деятельности Международного уголовного суда. Что же касается так называемого «механизма» по содействию расследованию в Сирии, то, как мы отмечали, его создание стало грубым нарушением Устава ООН.

Г-н Председатель,

Современный зашкаливающий уровень конфронтации и политизации в международных отношениях имеет негативные последствия и применительно к вопросам защиты гуманитарного и медицинского персонала.

На фоне бездоказательных обвинений в адрес России  показательным примером «двойных стандартов» является почти незаметная реакция в декабре 2016 года на удар боевиков по российскому мобильному госпиталю, оказывающему медицинскую помощь сирийцам. В результате этого удара погибли две медсестры, один врач был тяжело ранен. Не вызвала интереса у тех, кто любит поднимать антироссийскую шумиху, и информация о забитых медикаментами складах в восточном Алеппо, которые боевики скрывали от населения, страдающего от нехватки лекарственных средств.

«Двойные стандарты» отчетливо проявляются в информационном освещении военных кампаний в Ираке, Йемене, Афганистане, других странах, действий так называемой коалиции в Сирии. Гражданские объекты, включая медучреждения, с пугающей регулярностью подвергаются ударам, в т.ч. со стороны иностранных вооруженных сил. Число погибших в результате таких атак исчисляется сотнями, если не тысячами.

Так, в феврале 2017 года в результате ракетного удара по г. Идлиб было разрушено представительство Красного полумесяца, выведено из строя медицинское оборудование, пострадали сотрудники. В результате ударов международной коалиции в Сирии 17 и 30 апреля по полевому госпиталю в Эт-Табке погибло 14 мирных жителей.

Однако подобные инциденты на протяжении многих лет замалчиваются либо представляются в виде «неизбежного побочного ущерба».

В условиях беспрецедентного злоупотребления информационным пространством особое значение приобретает надежность и достоверность данных о защите гражданских лиц, в т.ч. о нападениях на медперсонал, учет всех факторов и обстоятельств. Считаем, что соответствующие структуры ООН должны руководствоваться императивом тщательной проверки и непредвзятого анализа поступающей к ним информации. Это относится и к докладу Генерального секретаря о защите гражданских лиц в вооружённом конфликте.

В заключение хотели бы еще раз выразить признательность всем тем, кто, работая в тяжелых условиях, зачастую ценой собственной жизни оказывает медицинскую помощь гражданскому населению, оказавшемуся в зоне вооруженных конфликтов.