Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на брифинге Действующего Председателя ОБСЕ

Г-н Председатель,

Благодарим Действующего Председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Австрии г-на С.Курца за обстоятельный брифинг по работе Организации и вопросам на ее повестке дня.

Выступаем за развитие сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными механизмами на базе Устава ООН, прежде всего его главы VIII. Оно носит регулярный и многосторонний характер, охватывает все измерения безопасности.

ОБСЕ призвана содействовать реализации механизмов ООН в зоне своей ответственности и в рамках своего мандата. Важно сочетать сравнительные преимущества двух организаций, избегать дублирования и распыления ресурсов.

Настроены на конструктивное сотрудничество с австрийским председательством в ОБСЕ и разделяем заявленные ключевые приоритеты, нацеленные на урегулирование конфликтов, противодействие радикализации и экстремизму, восстановление доверия между государствами, а также укрепление институциональных основ Организации.

ОБСЕ должна стремиться к выполнению тех функций, для которых она была создана: площадки равноправного диалога и принятия коллективных решений по вопросам безопасности. В фокусе должны быть вопросы борьбы с терроризмом, наркотрафиком, киберугрозой, гармонизация интеграционных процессов, поддержка традиционных ценностей, защита прав нацменьшинств, противодействие неонацизму, реформа ОБСЕ, включая разработку ее устава и наведение порядка в работе Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ - ODIHR) по наблюдению за выборами. Готовы этому всячески содействовать.

Наибольший потенциал видим в противодействии транснациональным угрозам, в частности, в вопросах миграционного кризиса, борьбы с торговлей людьми, ксенофобией и дискриминацией, в особенности - в деле обеспечения прав национальных, религиозных и языковых меньшинств.

Отмечаем развитие сотрудничества между ОБСЕ и ООН. Происходит интенсивное взаимодействие по линии Департамента по борьбе с транснациональными угрозами Секретариата ОБСЕ и Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП) в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и легкого стрелкового оружия, терроризмом, оргпреступностью, коррупцией и отмыванием денег, а также в сфере противодействия торговле людьми и нелегальной миграции.

На СМИД ОБСЕ в Базеле в 2014 г. и в Белграде в 2015 г. были приняты декларации по проблематике взаимодействия двух организаций, закрепляющие задачи ОБСЕ в исполнении важных решений, принятых в ООН. В частности, речь идет об антитеррористических резолюциях Совета Безопасности ООН 2170, 2178, 2199 и 2249. Летом прошлого года в Калининграде МИД России совместно с Центром по предотвращению конфликтов Секретариата ОБСЕ и Управлением по вопросам разоружения Секретариата ООН организовал семинар для контактных пунктов государств-участников ОБСЕ по выполнению резолюции СБ ООН 1540.

В сфере международной информационной безопасности ОБСЕ дополняет глобальные усилия ООН в разработке мер доверия при использовании информационно-коммуникационных технологий.

В то же время настораживают попытки внедрить в практику ОБСЕ мониторинговые механизмы, подобные ооновским, или провести через ОБСЕ неконсенсусные документы Генеральной Ассамблеи ООН и Совета по правам человека.

В целом позитивно оцениваем сотрудничество ООН и ОБСЕ «в поле», например, по линии Миссий в Косово. Положительно оцениваем взаимодействие и в рамках Женевских дискуссий по Закавказью, которые являются важным фактором для налаживания прямого диалога между Грузией, Абхазией и Южной Осетией.

Поддерживаем настрой австрийского председательства на продолжение усилий ОБСЕ по содействию урегулированию региональных конфликтов. Готовы к взаимодействию в области содействия приднестровскому и нагорно-карабахскому урегулированию.

Хотелось бы надеяться на то, что 2017 г. принесет мир и политическое урегулирование на восток Украины, где вооруженный конфликт длится более трех лет, продолжая уносить все новые жизней мирных граждан и причинять многочисленные разрушения.

Жители Донецка и Луганска выстрадали свое право на свободу и особый статус в составе украинского государства. Необходимо, наконец, добиться полного выполнения минского «Комплекса мер», предоставить региону и его жителям возможности мирной жизни и свободного демократического самоуправления, восстановить разорванные экономические связи с остальной частью Украины. Все это предусмотрено Минскими соглашениями, одобренными резолюцией СБ ООН 2202.

В этом контексте полагаем оправданной устоявшуюся модель урегулирования конфликта на юго-востоке Украины, одним из элементов которой является Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ. Не видим практической пользы от дублирования функций СММ ОБСЕ какими-то новыми международными структурами. Надеемся, что австрийское председательство будет продолжать держать на контроле объективность работы Миссии, а также ориентировать своих представителей в Контактной группе и ее подгруппах на развитие прямого диалога между сторонами конфликта - Донецком, Луганском и Киевом.

Ресурсы, которыми обладает ОБСЕ в сфере конфликтного регулирования, являются достаточными, однако в этом чувствительном и хрупком процессе важно действовать крайне осторожно и помнить о трех ключевых принципах. Конфликты необходимо решать мирным путем, при непосредственном участии и соблюдении интересов сторон и в рамках существующих форматов.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что Россия рассматривает ОБСЕ в качестве важного механизма строительства равной и неделимой системы общеевропейской безопасности и заинтересована в укреплении ее роли и авторитета. Убеждены, что для повышения востребованности ОБСЕ необходимо четко определиться с приоритетами ее деятельности, а также разработать устав Организации.

Благодарю Вас.