Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании Совета Безопасности ООН на тему: «Укрепление стратегического партнерства между ООН и Организацией исламского сотрудничества в противодействии идеологии экстремизма»

 

Г-н Председатель,

Благодарим делегацию Сенегала за созыв сегодняшнего очень важного заседания. Россия твердо выступает за наращивание и углубление сотрудничества ООН с Организацией исламского сотрудничества на основе Главы VIII Устава ООН.

Членами ОИС являются страны, народы которых исповедуют общие духовные и нравственные ценности. Такой объединительный фактор должен сыграть принципиально важную роль в решении многих сложных задач, стоящих перед мировым сообществом. В первую очередь это касается профилактики конфликтов, посредничества и политико-дипломатического урегулирования, где потенциал Организации исламского сотрудничества весьма и весьма востребован. 

Сегодня исламский и арабский мир переживают период потрясений, сопряженных зачастую с кровопролитными конфликтами. Помочь народам региона вырваться из этой черной полосы ‑ не только ответственность Совета Безопасности, но и общая задача, в решение которой Организация исламского сотрудничества наряду с региональными и субрегиональными организациями призвана играть незаменимую роль. Для Совета Безопасности и для ОИС общей задачей, как видится, должно стать объединение усилий по борьбе с терроризмом. В своем выступлении на юбилейной сессии Генассамблеи ООН Президент Российской Федерации В.В.Путин призвал к формированию широкой антитеррористической коалиции. Эта срочная задача ждет своего решения. Убеждены, насилие не может быть оправдано никакими религиозными предлогами, а действия террористов, где бы и кем бы они не совершались, должны быть осуждены. Необходимо решительно противостоять и противодействовать любым формам поддержки террористической деятельности и не делить террористов на хороших и плохих, своих и чужих.

Стремительное разрастание угрозы со стороны экстремистских и террористических сил, включая т.н. «Исламское государство» (ИГ), представляет собой прямой вызов всему международному сообществу и, в первую очередь, нашим партнерам из ОИС.

В последнее время контекст международного антитеррора существенно поменялся. С одной стороны, продолжала стремительно нарастать глобальная террористическая угроза, соответственно, четкая и однозначная ее квалификация в важнейших документах ООН – в том числе в резолюциях Совета Безопасности и Генассамблеи ‑ более чем когда-либо необходима. С другой ‑ появился термин «насильственный экстремизм», понимаемый нами исключительно как интегральная часть международного контртеррористического сотрудничества, как подчиненная контртерроризму задача превенции, то есть предупреждения радикальных и, в итоге, террористических проявлений. Подмена понятий недопустима, поскольку рискует дезориентировать международное сообщество и увести его от главной цели – искоренения терроризма. 

Сейчас важно соблюдать главную роль государств и их компетентных структур в борьбе с терроризмом как на своей территории, так и в рамках международного сотрудничества. В этой связи должен напомнить о наших серьезных замечаниях к Плану действий по предупреждению насильственного экстремизма. Вывод террористов из международно-правового поля недопустим. Это раскачивает глобальную контртеррористическую архитектуру и ведет иногда к вмешательству во внутренние дела. 

Россия внесла в Совет Безопасности проект резолюции по борьбе с идеологией терроризма, направленный на реальное и эффективное противодействие пропаганде террористических идей, в том числе в сети Интернет. Распространяемый террористами псевдоидеологический информационный контент, прикрываемый исламом, опасен в первую очередь для мусульманских стран. Рассчитываем на то, что в исламском мире разделяют мнение России относительно назревшей необходимости актуализации и усиления подходов СБ и ООН в целом к проблематике подстрекательства к терроризму. Распространение его идеологии и радикализации населения, особенно молодежи. Надеемся, что над предложенным нами проектом партнеры задумаются и одобрят российскую инициативу.

Россия выступает за консолидацию международных усилий по противодействию общей для всех угрозе. Убеждены, что борьба с терроризмом и ведущим к нему насильственным экстремизмом должна выстраиваться на прочном фундаменте международного права под эгидой ООН. Мы оказываем последовательную поддержку правительствам Ирака, Сирии, Египта, Иордании, Ливана и других стран региона в их противостоянии террористам. 

Для обеспечения успеха в антитеррористической борьбе необходимо уделить приоритетное внимание не только военной угрозе, которую представляют отряды джихадистов, но и породившим это явление первопричинам. Преодолеть накопившиеся противоречия можно лишь на пути объединения усилий всего мирового сообщества, углубления диалога и партнерства, при уважении прав народов на сохранение своей культурной, религиозной, цивилизационной идентичности. Востребован комплексный анализ, в ходе которого необходимо рассмотреть взаимосвязи как наиболее острых проблем, старых и новых, от которых страдает данный регион.

Напомним, что Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров, выступая на официальном заседании Совета Безопасности по Ближнему Востоку, призвал провести всеобъемлющий обзор ситуации на Ближнем Востоке. 

Исходим из того, что ни один конфликт – будь то в Сирии, Ливии, Ираке, Йемене, Сахаро-Сахельской зоне, в других многострадальных районах мира – не имеет силового решения. Только широкий общенациональный диалог при участии всех этнических, конфессиональных и политических групп, их сплочение в борьбе с терроризмом, могут обеспечить согласие, стабильность и необходимые предпосылки для успешного социально-экономического развития стран, оказавшихся в конфликтных зонах. Следует особо подчеркнуть, что вспыхнувшие в последнее время кризисы не должны уводить на задний план задачу урегулирования палестино-израильского конфликта. На основе резолюции СБ, Арабской мирной инициативы и конечно концепции двух государств мирно сосуществующих Палестины и Израиля. Отношения России с Организацией исламского сотрудничества строятся на диалоге и взаимном уважении. 

Наша страна, которую населяют миллионы мусульман, является наблюдателем при Организации исламского сотрудничества и привержена поступательному развитию сотрудничества с государствами-членами Организации с целью продвижения глобальной безопасности и стабильности. 

Благодарю Вас, Господин Председатель.