Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по общим вопросам, касающимся санкций

Г-н Председатель,

Признательны Ваше делегации за организацию сегодняшнего заседания и за брифинг помощника Генсекретаря по политвопросам Т.-Б.Зерихуна.

Санкции – один из важнейших элементов в инструментарии Совета Безопасности. Политическая практика показывает, что ограничительные меры не могут быть самоцелью. Их задача – способствовать достижению политико-дипломатического урегулирования конфликтных ситуаций. Только Совет вправе вводить и использовать санкции в поддержку ясных и легитимных целей, закрепленных в Уставе ООН.

Признаем важность совершенствования санкций. Исходим из того, что они должны быть ограничены по сроку действия, подвергаться регулярным обзорам и иметь четкие критерии их сворачивания. Важно, чтобы в их фокусе были те, кто несет реальную ответственность за провоцирование кризисов. Ограничения не должны наносить ущерба гражданскому населению или социально-экономическому развитию. Отсюда необходимость в их тщательной проработке еще до введения.

Недопустимо, чтобы ограничительные меры использовались для свержения «неугодных» режимов, в том числе через экономическое «удушение» или раскачивание обстановки. Считаем неправомерным вольное толкование санкционных решений. Как показывает опыт, это чревато нарастанием хаоса и еще большими страданиями гражданского населения.

Важно также добиваться, чтобы формулировки санкционных документов не расходились с общепризнанными нормами международного права. Под санкционную «дубину» ни в коем случае не должны попадать дипломатические и консульские представительства, деятельность которых может быть весьма осложнена расширительной интерпретацией имеющихся ограничений в нарушение Венских конвенций.

Г-н председатель,

Касаясь работы санкционных комитетов СБ, хотелось бы отметить недопустимость ущемления их прерогатив. В частности, не видим необходимости в дублировании полномочий этих органов дополнительными бюрократическими надстройками, в том числе рабочими группами. Каждый санкционный режим индивидуален и уникален по своей сути. То, что полезно в одних вопросах, может быть контрпродуктивно в других.

Следует акцентировать: в ООН как в межправительственной организации прерогатива принятия решений должна оставаться за государствами-членами. В этом контексте настороженно относимся к идеям внедрять в цепочку принятия решений сторонних «игроков». Не секрет, что за ними могут стоять определенные группы влияния, заинтересованные в том или ином исходе. Тем более что большинство санкционных комитетов располагает своими мониторинговыми группами, которые имеют возможность давать независимые оценки и рекомендации.

Вызывает сожаление, что в норму в современном мире превращается использование односторонних рестрикций, в том числе в довесок к решениям СБ ООН. По сути, речь зачастую идет о недобросовестной экономической конкуренции. Такая политика подрывает политико-дипломатические усилия по урегулированию кризисов, противоречит задачам укрепления международного сотрудничества, нарушает суверенитет государств и их законные интересы, не имеет ничего общего с озабоченностями всемирной организации.

Г-н Председатель,

Готовы продолжать конструктивное обсуждение вопроса о совершенствовании санкционных механизмов. В этом контексте считаем полезным вновь обратиться к наследию Неофициальной рабочей группы СБ ООН по общим вопросам, касающимся санкций. Ее наработки, в том числе итоговый доклад, внесли весомый вклад в повышение эффективности работы соответствующих комитетов СБ ООН. Многие из них можно было бы адаптировать к нынешней реальности.

Благодарю за внимание.