Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН в связи с брифингом координатора СБ ООН по вопросам выполнения резолюции СБ 2231

18 июля 2016 года


Г-н Председатель,

Признательны Постоянному представителю Испании за доклад о его работе в качестве координатора Совета Безопасности ООН по вопросам выполнения резолюции СБ 2231, а также Главе делегации Евросоюза за выступление в качестве Координатора Рабочей группы по поставкам. Внимательно выслушали г-на Фелтмана, представившего доклад Генсекретаря ООН о ходе выполнения резолюции 2231.

Заключенный в июле 2015 года Совместный Всеобъемлющий план действий (СВПД) по ядерной программе Ирана стал триумфом многосторонней дипломатии, который позволил решить один из наиболее острых вопросов международных отношений мирными средствами. Однако этот успех необходимо закрепить добросовестным выполнением условий СВПД всеми сторонами заключенного соглашения.

Считаем, что в целом реализация СВПД идет неплохо. На данном этапе всем вовлеченным в процесс сторонам необходимо сосредоточиться на неукоснительном выполнении положений резолюции СБ 2231 и СВПД, который предусматривает все необходимые механизмы для того, чтобы быть уверенным в соблюдении Ираном его обязательств.

Г-н Председатель,

Скажем прямо: представленный Совету Безопасности доклад Генсекретаря ООН выбивается из необходимого делового ритма. Документ получился политически ангажированным и вышел далеко за рамки фактологического изложения хода выполнения резолюции СБ 2231. При этом он содержит много не относящейся к делу информации.

Хотели бы напомнить: согласившись с предложением Секретариата ООН о формировании в политдепартаменте «ячейки» по вопросам резолюции 2231, мы предупреждали против попыток воссоздать в такой форме группу экспертов санкционного комитета СБ 1737 по Ирану и использовать методы ее работы. А подготовленный документ выглядит, к сожалению, как одиозный рецидив деятельности распущенной группы экспертов. В нынешнем виде доклад не только не будет способствовать устойчивому выполнению СВПД, но и потенциально может сработать на подрыв достигнутых договоренностей.

Выступая за компактный, максимально технический и фактологический документ, мы исходили, прежде всего, из политической чувствительности вопроса и хрупкости той сложной конструкции компромиссов, которую представляют собой СВПД и резолюция 2231.

Предложив в ходе предварительного обсуждения доклада свои корректировки, мы рассчитывали избежать публичной критики в адрес Генсекретаря. Однако наши замечания и предложения не были услышаны. Кратко остановлюсь на основных претензиях.

Начнем с того, что документ содержит грубые фактологические ошибки. Так, например, СВПД никогда не «подписывался», как это утверждается в докладе.По методологии отбора и использования информации мы считаем неприемлемым включение непроверенных данных, почерпнутых из СМИ или полученных от отдельных стран, тем более в тех случаях, когда рассмотрение вопроса еще далеко от завершения. Секретариат ООН должен работать только на основе официально представленной информации и проверенных фактов.

Разделы по так называемым «нарушениям» следовало бы ограничить кратким изложением сути вопроса, официальными предварительными комментариями затронутых сторон и ссылкой на то, что информации, подтверждающей эти заявления, пока нет и вопрос находится на рассмотрении. Их анализ еще не завершен (за исключением ракетных пусков) и какие-либо выводы и рекомендации на этот счет преждевременны, а при отсутствии проверенной информации - просто невозможны. Мы исходим из того, что вопрос о включении данных материалов в доклад было бы целесообразно рассмотреть в ходе подготовки следующего отчета Генсекретаря, который выйдет через 6 месяцев.

В ходе сегодняшней дискуссии наблюдается интересная методологическая уловка: отдельные страны выступают с неподтвержденными утверждениями, ссылки на них включаются в доклад Генсекретаря, а затем эти страны ссылаются на доклад в качестве «документального подтверждения» своих утверждений.

Все это просто вызывало бы усмешку, если бы речь не шла о токай важной проблеме как осуществление СВПД.

Г-н Председатель,

Некоторые положения доклада Генсекретаря не имеют никакого отношения ни к его мандату, ни к кругу ведения резолюции СБ 2231 или СВПД. На наш взгляд, если бы Генеральный секретарь хотел озвучить собственную точку зрения, то он или г-н Фелтман всегда могли бы сделать это в ходе сегодняшнего устного представления доклада в СБ. Напомню, что в соответствии с пунктом 7 записки председателя Совета Безопасности от 16 января рекомендации, призывы и оценки Генсекретаря должны строго соответствовать его полномочиям и быть адресованы прежде всего Совету Безопасности. Это  - принципиальный момент.

Приведу примеры. Упоминание якобы имевшихся надписей на иранских ракетах никак не соотносятся с темой доклада, равно как и рассуждения о влиянии ракетных пусков на ситуацию на Ближнем Востоке. Есть вопросы и по рекомендации Генсекретаря относительно предпочтения какой-либо форме подачи заявок по поставкам продукции ядерного и двойного назначения в Иран. Это – прерогатива Совместной комиссии и Рабочей Группы по поставкам.

Искреннее недоумение вызывает отсутствие в тексте доклада упоминания российского предложения о согласовании в СБ ООН типовой формы подачи заявки на поставки в Иран обычных вооружений по семи категориям Регистра обычных вооружений ООН. Поясню: это была инициатива России, выдвинутая в Совете Безопасности в виде официального проекта записки Председателя, направленная на то, чтобы у государств-членов ООН была возможность полностью реализовать потенциал резолюции СБ 2231, которая вводит разрешительный порядок таких поставок, но не регламентирует механизм подачи соответствующих заявок. А ведь наше предложение полностью подпадает под охват доклада Генсекретаря, как это изложено им в абзаце 3 вступительной части. Аналогичная форма подачи заявок была согласована применительно к поставкам в Иран товаров ядерного и двойного использования и весьма востребована среди потенциальных поставщиков.

Сожалеем об отказе некоторых партнеров по Совету рассматривать это предложение – замечу, безо всякого обоснования их нежелания неукоснительно следовать положениям резолюции СБ 2231. Отмечаем, что противниками этой инициативы взят курс на вольную интерпретацию резолюции в собственных политических целях. Это в корне противоречит букве и духу резолюции и препятствует Ирану в полном объеме реализовать свои права как государству-члену ООН на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

Г-н Председатель,

Хотел бы отметить, что в числе наших замечаний была и рекомендация добавить в доклад ссылку на возможную досрочную отмену остающихся пока рестриктивных мер в случае, если Гендиректор МАГАТЭ выпустит доклад о том, что весь ядерный материал на территории Ирана находится в мирной ядерной деятельности. Это пожелание также было проигнорировано, как и предложение напомнить в абзаце 2 вступительной части о том, что начало практической реализации Совместного плана во многом стало возможным благодаря оказанному Россией содействию Ирану в выполнении ключевого положения СВПД – достижению установленного лимита по обогащенному ядерному материалу в 300 кг. Говорю об этом потому, что роль ЕС и США в реализации СВПД, напротив, всячески выпячивается – в разделе II доклада, причем в такой области, где у иранской стороны как раз имеются серьезные претензии. Такой перекос просто неприличен.

Надеемся, что в следующих докладах наши замечания будут приняты во внимание.

Г-н Председатель,

В заключение хотел бы сказать о докладе Координатора СБ по выполнению резолюции 2231. В целом оцениваем его положительно, как и работу Постоянного представительства Испании в этом качестве. Тем не менее, хотели бы обратить внимание на ряд положений доклада, вызывающие некоторые сомнения.

Во-первых, разделы, касающиеся перехвата вооружений, не отражают скептического отношения ряда членов Совета к таким утверждениям. С уверенностью заявляем: в них отсутствуют факты, на основании которых можно было бы провести непредвзятый анализ. По сути, нам предлагается поверить на слово государствам, представившим соответствующие доклады, и разделить сделанные ими выводы.

Во-вторых, чрезмерно многословен раздел, касающийся так называемого «списка 2231». Напоминаем: всеобъемлющие санкции против Ирана отменены. Можно было бы ограничиться простой статистикой по количеству физических и юридических лиц, в отношении которых сохраняются рестрикции.

При этом нельзя не отметить: в целом доклад координатора носит сжатый, фактологический, политически нейтральный и сбалансированный характер. Считаем документ хорошим заделом на будущее для нового Координатора СБ по выполнению резолюции 2231, который придет на смену делегации Испании в следующем году.