Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление И.о. Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Д.А.Полянского на заседании Совета Безопасности на тему «Поддержание международного мира и безопасности: первопричины конфликтов – роль природных ресурсов»

Г-н Председатель,

Благодарим Генерального Секретаря ООН Антониу Гутерреша за личное участие в нашем заседании и за содержательный доклад по его теме.

Затронутые сегодня боливийским председательством аспекты, касающиеся суверенитета государств над природными ресурсами, имеют чрезвычайно важное значение и, как было справедливо отмечено, просматриваются во многих сегодняшних региональных конфликтах. При этом, строго говоря, эти вопросы выходят за рамки компетенции СБ ООН и относятся к мандатам Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию и Второго комитета Генеральной Ассамблеи ООН.

Так, в Повестке дня устойчивого развития до 2030 года государства-члены ООН вновь подтвердили, что каждое из них «обладает полным постоянным суверенитетом над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью и вправе свободно осуществлять этот суверенитет».

В соответствии с данным принципом борьба с незаконной деятельностью в добывающих отраслях также является прерогативой и обязанностью, прежде всего, правительств стран-обладателей ресурсов. В этой связи приоритетом является оказание уязвимым государствам содействия в укреплении госинститутов и применении устойчивых моделей природопользования в интересах социально-экономического развития и торговли.

Резолюция СБ ООН 1625 (2005) и заявление Председателя 2007/22 определяют параметры дальнейшей работы в целях предотвращения подпитки вооруженных конфликтов за счет нелегальной эксплуатации природных ресурсов. Задачу Совета при этом видим не в «генерической» дискуссии, а в обеспечении строгого соблюдения принципов суверенитета и невмешательства во внутренние дела конкретных стран и регионов. Считаем недопустимым политизировать эти вопросы, искусственно придавая им характер конфликтогенных и тем самым создавая почву для потенциальных кризисов или углубления существующих.

Наблюдаем множество примеров того, как природные ресурсы становятся объектом конкуренции, в том числе приобретающей характер вооруженного противостояния как внутри государств, так и между ними. Как правило, такие явления наблюдаются в странах с низким уровнем государственного контроля над национальными недрами. При этом вооруженный конфликт, внутренний или международный, может обострить проблемы, связанные с их незаконной эксплуатацией. Хотели бы подчеркнуть: упомянутые столкновения вызывают не природные ресурсы как таковые, а агрессивные действия тех или иных сил, а зачастую – внешних игроков.

Г-н Председатель,

Весомую негативную роль в таких случаях играют заложенные в колониальное время «мины замедленного действия». Созданные в те далекие времена схемы разграбления подконтрольных территорий применялись бывшими метрополиями и в годы холодной войны. И в нашу эпоху за противоборствующими сторонами конфликтов часто стоят внерегиональные игроки или глобальные корпорации, а громкие лозунги о борьбе за демократические ценности на деле лишь прикрывают меркантильное стремление прибрать к рукам природные богатства той или иной страны.

Считаем, что дискуссию по данной теме справедливо вести применительно к ситуациям в конкретных странах и регионах.
К примеру, богатый нефтяными и газовыми запасами регион Ближнего Востока и Северной Африки всегда был зоной конкуренции «больших государств». Энергетический фактор в значительной степени способствовал началу эпохи потрясений, опрометчиво названной «Арабской весной». Нынешние кризисные ситуации в Сирии и Ливии являются яркой демонстрацией усиливающейся связи между безопасностью и глобальной конкуренцией за ресурсы.

Так называемая международная коалиция, действующая на сирийской земле без приглашения национального правительства или санкции Совета Безопасности ООН, оккупировала территории к востоку от Евфрата с находящимися на них нефтегазовыми месторождениями и наладила вместе с подшефными ей структурами «теневую», по сути, добычу углеводородов. На наших глазах проводится линия на закрепление такого положения вещей, нарушающего суверенитет и территориальную целостность Сирии.

Ливия после агрессивных действий против нее в 2011 году стала плацдармом борьбы внешних игроков за ее богатые природные ресурсы и до сих пор находится в состоянии раздробленности, несмотря на все усилия ООН реализовать модель политического урегулирования на основе объединения страны и ее государственных институтов. Очень хотелось бы, чтобы эти национальные богатства служили интересам простых ливийцев, а не иностранных корпораций.

За другими ближневосточными примерами далеко ходить не нужно. Это и дестабилизация Ирака вследствие иностранного вторжения в 2003 году, и война в Йемене. При этом и в той, и в другой стране доступ к природным богатствам в определенный период получили террористические силы, которые использовали, в первую очередь, углеводороды, для подпитки своей разрушительной деятельности.

Г-н Председатель,

Одной из причин непрекращающейся турбулентности на востоке Демократической Республики Конго является нелегальная эксплуатация и вывоз природных ресурсов в интересах крупных ТНК, что используется незаконными вооруженными формированиями для финансирования своей деятельности. Пресечение такой активности создало бы предпосылки для стабилизации обстановки в стране и ее поступательного развития.

Вопрос о разделе доходов от добычи нефти и других минеральных ресурсов является серьезным фактором, подпитывающим центробежные тенденции и препятствующим завершению федерализации в Сомали. Важным достижением стало подписанное в июне 2018 года соглашение между Могадишо и федеральными штатами о правах на собственность, управление и разделение доходов от добычи полезных ископаемых. Однако сохраняются сомнения относительно готовности сторон выполнять эти договоренности.

Потенциальным источником межгосударственных конфликтов могут стать проблемы господства над природными ресурсами в контексте разграничения морских и сухопутных границ. Немало примеров этому можно найти в Африке. Взять хотя бы ситуацию с принадлежностью крупных нефтегазовых месторождений в прибрежных зонах Гвинейского залива или непризнание существующих границ многими племенами в Сахаро-Сахельском регионе, которые с оружием в руках отстаивают права на природные ресурсы.

Другой очевидный пример – ситуация в Южном Судане, на природных ресурсах которого беззастенчиво стремятся обогатиться как внешние, так и внутренние игроки.

Г-н Председатель,

Немаловажным дестабилизирующим фактором в ряде государств Латинской Америки являются действия отдельных государств и транснациональных корпораций, заинтересованных в доступе к ресурсной базе стран региона. К сожалению, в XXI веке здесь мало что изменилось. Ситуации вокруг Венесуэлы и Никарагуа – лучшие тому подтверждения.

Списывать все проблемы в богатых ресурсами странах, подвергающимся откровенному вмешательству извне и давлению, в том числе, санкционному, на плохое управление природными богатствами считаем опасным и недальновидным. От такой постановки вопроса до прямого вооруженного вмешательства один шаг.  История безжалостно учит нас этому, однако многие не хотят усваивать эти уроки.

Российская Федерация последовательно выступает за необходимость строгого уважения суверенного права государств на распоряжение природными ресурсами. Партнерства по их освоению должны быть взаимовыгодными и строиться при безусловном уважении суверенитета принимающего государства. У тех, кто претендует на роль миротворца и друга, не должно быть никакой «скрытой повестки», стремления воспользоваться чужими проблемами в собственных корыстных эгоистических интересах.

Благодарю Вас.