Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по вопросам укрепления принципов многополярности и роли ООН
Г-н Председатель,
Мы благодарим вас и китайское председательство за организацию сегодняшней дискуссии по вопросам укрепления принципов многополярности. Предложенная тема крайне актуальна – она позволяет критически оценить состояние международных отношений и обсудить пути преодоления накопившихся в них системных проблем.
Мы признательны Генсекретарю ООН А.Гутеррешу за высказанные оценки, благодарим Председателя ЭКОСОС Ингу Ронду Кинг, заместителя Председателя Генеральной Ассамблеи Àлии Аль-Тани и Председателя Международного суда ООН Абдулкави Ахмеда Юсуфа за их брифинги.
Современный мир переживает период глубоких перемен, ведущих к формированию полицентричной международной системы. В результате глобальной активизации трансграничных хозяйственных связей и ускорения научно-технологического прогресса укрепляются новые центры экономического роста и политического влияния.
Эти центры претендуют на более широкое участие в мировых делах, стремятся проводить отвечающую своим национальным интересам самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, выбирать те модели развития, которые отвечают их национальной, культурной, конфессиональной идентичности. Такие тенденции будут только укрепляться.
В таких условиях возрастает значение механизмов многосторонней дипломатии, совместного поиска ответов на общие для всех угрозы и вызовы, обеспечения коллективного лидерства. Повышается роль ООН и ее Совета Безопасности как центрального органа мировой политики, а также таких гибких форматов глобального управления, как, например, «группа двадцати». Возрастает и вес региональных интеграционных и межрегиональных объединений.
При этом стремление большинства государств к укреплению полицентричных начал мироустройства сталкивается с попытками отдельных «игроков» сохранить свое глобальное доминирование для получения односторонних преимуществ. Они не стесняются действовать в обход ООН и ее Совета Безопасности, выборочно подходить к исполнению своих международно-правовых обязательств.
Они объявляют себя «многосторонними», а тех, кто с их линией и методами не согласен, - «ревизионистами и противниками многосторонности». То есть, многосторонность признается таковой только на их условиях.
За примерами нарушений многосторонности ими сами далеко ходить не надо. Атакам подвергаются базовые принципы ближневосточного урегулирования, Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе, обязательства в рамках Всемирной торговой организации, многостороннее соглашение по климату, ключевые для стратегической стабильности разоруженческие соглашения, и многое другое.
В результате таких действий девальвируется международное право, на котором зиждется послевоенное мироустройство. Мы слышим громогласные заявления, которые не только ставят под вопрос юридическую силу международных договоров, но и декларируют приоритет узких односторонних подходов в том числе над принятыми в рамках ООН решениями.
В стенах ООН мы уже обращали внимание на то, что верховенство международного права в мировых делах наши западные коллеги настойчиво пытаются подменить неким «порядком, основанным на правилах» (rules based order). Сами же эти правила изобретаются в зависимости от политической целесообразности и представляют собой яркий образец двойных стандартов.
Подобный подход используется для введения санкций против неугодных государств, объявления торговых войн и провоцирования напряженности в международных отношениях. При этом причины таких шагов становятся все более надуманными: то мнимое вмешательство в выборы, то бездоказательные обвинения в использовании химического оружия и прочих «грехах».
Сегодня считается, что для предъявления кому-либо обвинений достаточно добавить фразу «весьма вероятно» (highly likely). Доказательств не требуется, мнение обвиняемого обвинителей не интересует. Подобные технологии не новы, но сегодня они выходят на передний план. Но мы хорошо помним, сколько раз фальшивые предлоги использовались для оправдания интервенций и развязывания войн.
Достаточно вспомнить бомбежки Югославии в 1999 году, оккупацию Ирака в 2003 г. под откровенно лживым предлогом, последствия которой до сих пор лежат тяжелым бременем на народе этой страны, грубое манипулирование мандатом СБ в Ливии в 2011 г., которое обернулось разрушениями и продолжающимся хаосом.
Те же методы были использованы и практикуются сегодня в отношении Сирии. Эти односторонние силовые акции ввергли регион Ближнего Востока и Северной Африки в хаос создали питательную почву для разгула экстремизма и терроризма.
Прослеживаются тревожные попытки втягивания одних стран в военные союзы вопреки воле народов, тогда как другим государствам грозят наказанием за свободный выбор своих партнеров и союзников. В частности, на Балканах государства региона под обещания грядущего счастья настойчиво затягивают в НАТО - под заклинания о недопустимости вмешательства в их внутренние дела, а сами вмешиваются беспардонно. Такое блоковое мышление лишь создает дополнительные угрозы обеспечению международной безопасности и губительно для принципов многосторонности.
Наблюдаемое сужение пространства для конструктивного международного сотрудничества, нагнетание конфронтации, усиление общей непредсказуемости, пересмотр ядерных доктрин и понижение порога допустимости применения ядерного оружия, существенное повышение риска возникновения спонтанных конфликтов – все это, конечно, отражается на деятельности ООН.
В эти дни мы отмечаем 100-летие окончания Первой Мировой войны. Это была странная война. Она началась как бы сама по себе, и ее протагонисты и участники даже не могли вообразить себе чудовищной катастрофы, которая последует, и то, что Первая мировая война приведет к еще большей катастрофе – Второй Мировой войне.
Сегодня ситуация такова, что заставляет настороженно смотреть на эти исторические уроки и надеяться, что подобный сценарий безрассудного и бесконтрольного скатывания к катастрофической конфронтации не повторится.
По итогам Второй Мировой мы создали Организацию Объединённых Наций. Именно в Уставе нашей Организации были впервые в истории заложены принципы многосторонности - создания работоспособного механизма глобального управления через согласование позиций государств. Были сформулированы ключевые элементы полицентричного мироустройства, а также закреплены основные принципы и нормы международных отношений – от суверенного равенства государств и запрета на вмешательство в их внутренние дела до запрещения применения силы в международных отношениях без санкции Совета Безопасности или за рамками самообороны.
Хотели бы также напомнить, что использование санкционных механизмов согласно Уставу ООН отнесено к исключительной прерогативе Совета Безопасности. Односторонние рестрикции, попытки экстерриториального применения национального законодательства нелегитимны и ведут лишь к усилению конфронтации в международных делах, осложняют совместный поиск решения возникающих проблем. Более того, как показывает практика, такие меры не только незаконны, но и неэффективны.
Во избежание дальнейшего осложнения обстановки в мире важно соблюдать международное право (именно право, а не некие правила), включая Устав ООН, государственный суверенитет, и уважать культурно-цивилизационнные особенности друг друга, стремиться к сотрудничеству, а не к конфронтации. Все должны признать, что народы имеют право самостоятельно выбирать свое будущее без вмешательства извне в их внутренние дела. Позитивных результатов удается добиться тогда, когда государства объединяют усилия в интересах взаимовыгодного и взаимоуважительного сотрудничества. Только такой подход может обеспечить дивиденды для всех членов международного сообщества и справедливое, демократическое и гармоничное мироустройство.
Рассчитываем, что сегодняшние дебаты станут серьезным разговором о роли ООН – важнейшем и ключевом механизме регулирования современных международных отношений.
Благодарю Вас.