Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН «Асимметричные угрозы операциям ООН по поддержанию мира»

 

Г-н Министр,

Признательны Первому заместителю Генсекретаря ООН
г-ну Элиассону и другим докладчикам за их полезный вклад в обсуждение этого насущного для Организации вопроса.

Миротворчество является важнейшим инструментом в имеющемся у ООН арсенале мер по поддержанию международного мира и безопасности, урегулированию конфликтов и оказанию содействия в государственном строительстве на начальной посткризисной стадии.

Однако сегодня операции ООН по поддержанию мира (ОПМ) действуют в условиях новых вызовов и асимметричных угроз, сталкиваясь с террористическими нападениями на гражданское население и миротворцев, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков, кибератаками. Увы, это ‑ не исчерпывающий список, поскольку обстановка в странах развертывания быстро меняется и каждый театр действий имеет свои особенности. Необходимо всегда быть готовыми к тому, что конфликт преподнесет новые вызовы.

В связи с новыми печальными известиями из Мали выражаем наши соболезнования правительствам Мали и Того и родственникам погибших малийцев и миротворца из Того.

В подготовленной делегацией Сенегала концептуальной записке верно отмечается, что асимметричные угрозы операциям ООН по поддержанию мира появились не на пустом месте – их возникновение стало следствием изменившейся природы конфликтов.

Миссии ООН все чаще работают в условиях, когда минимум одна из сторон конфликта не представляет собой государство – будь то вооруженная оппозиция, незаконные бандформирования или даже террористические группы. Имеются и такие случаи, когда в регионе традиционного противостояния двух сторон появляется третья, не контролируемая никем сила, как это произошло, например, на Голанских высотах, где сейчас хозяйничают террористические группы и незаконные вооруженные формирования.

Эти негосударственные игроки не связаны никакими обязательствами, в том числе по международному праву, и не участвуют, а иногда и не могут быть привлечены к участию в мирном процессе. Естественно, и речи не может идти о том, что они несут какую-то ответственность за защиту гражданских лиц. При этом население, проживающее на территории под контролем таких групп, оказывается в эпицентре конфликта, смешивается с боевиками, которые могут использовать людей и инфраструктуру в качестве "живого щита".

С распространением таких явлений в ООН и научных кругах идет мыслительный процесс, на какой концептуальной основе должны действовать "голубые каски", как им поступать, когда невозможно отличить боевиков от гражданских лиц, в какой степени они могут применять силу и т.п. Ведь ОПМ олицетворяют идеалы ООН и любая ошибка может привести к трагическим последствиям и подрыву авторитета Организации. Одна из обсуждаемых концепций – так называемый "человекоцентристский подход".

Полагаем, что в условиях столь высоких рисков миротворцам ООН необходимо действовать предельно осторожно. Как никогда важным становится соблюдение базовых принципов миротворчества: согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме случаев самообороны и выполнения мандата Совета Безопасности.

В противном случае в поисках "сильных" и тем более превентивных ответов на асимметричные угрозы миротворцы могут оказаться напрямую втянуты в конфликты, быть обвинены в том, что они стали стороной противостояния. Надо ли говорить, что таким образом проблему не решить – риски гражданскому населению и самим "голубым каскам" от этого только возрастут. Может встать и вопрос об их ответственности по международному гуманитарному праву.

Многие государства-члены и независимые эксперты, например, готовившие доклад по обзору операций по поддержанию мира в прошлом году, приходят к выводу, что наступательные и контртеррористические операции грозят ответными ударами и еще большими потерями, а значит – неприемлемы с точки зрения ооновского миротворчества. Разделяем эти оценки: миротворцы не должны выполнять несвойственные им функции, эта работа предназначена для специально подготовленных национальных или региональных сил. При наличии приглашения принимающей стороны или решения СБ ООН такая деятельность полностью соответствует Уставу Организации.

Ооновские же "голубые каски" должны развертываться там, где они могут эффективно помочь, оставаясь нейтральной силой. Эти условия должны быть грамотно определены: неприемлемо пытаться "затыкать ими дыры", то есть развертывать в ситуациях, куда никто больше не хочет вмешиваться. И количественными показателями проблемы не решить. Из-за таких просчетов мы можем столкнуться в лучшем случае с ростом претензий к "голубым каскам", а в худшем - с ростом потерь среди них.

Г-н Председатель,

Убеждены, что для того, чтобы адекватно противостоять асимметричным угрозам, необходимо провести работу в области перенастройки связанных с миротворчеством процессов, а также ‑ улучшения взаимодействия с принимающей стороной.

Под первым понимаем усиление доступными средствами безопасности миротворцев, а следовательно и их способности эффективно выполнять свой мандат. Для этого не обойтись без надлежащего планирования на этапе разработки мандата миссии, включая постановку реалистичных задач и временных рамок. Это должно быть подкреплено адекватным финансированием, оснащением, профессиональной подготовкой миротворцев и руководящего состава. Многое на этом направлении предстоит сделать странам-поставщикам контингентов.

Необходимо тщательно изучить имеющийся опыт использования высокотехнологичных средств обеспечения безопасности. Как мы понимаем, на этом направлении не все так гладко.

В этом контексте не избежать обсуждения темы так называемой активной безопасности контингентов – сбора и анализа информации о возможных угрозах. Это направление деятельности, безусловно, важно с точки зрения оперативной работы "в поле". Однако такая работа должна осуществляться исключительно с согласия принимающей стороны и при полном уважении ее суверенитета.

Эта чувствительная дискуссия должна вестись не только здесь в Совете Безопасности, но и с участием стран, принимающих ОПМ, поставщиков контингентов и, конечно, Секретариата ООН. Наиболее подходящей площадкой для этого является так называемый С34 ‑ Спецкомитет Генассамблеи ООН по ОПМ.

Г-н Председатель,

Важнейшим компонентом, без которого не получится решить проблему ассиметричных угроз, является эффективное взаимодействие и выстраивание конструктивных и взаимоуважительных отношений с принимающей стороной, национальными игроками. Правительства несут главную ответственность за обеспечение безопасности населения, в том числе от террористических атак, налаживание политпроцесса, обеспечение развития и устранение коренных причин конфликта. Международное содействие призвано оказывать поддержку местным и региональным усилиям, а не подменять их.

Речь надо вести о комплексном содействии в наращивании потенциала стран для устранения коренных причин кризисов. Это должно включать налаживание политического процесса, институциональное строительство, реализацию программ развития и подготовку гражданских кадров и сил безопасности.

Печально, что продолжаются попытки делегации Украины любыми способами продолжать свою пропагандистскую работу в Совете.

Подобные выпады, не имеющие никакого отношения к теме сегодняшней дискуссии, бросают тень на способность украинской делегации ответственно исполнять обязанности непостоянного члена Совета Безопасности ООН.

 

Ответное слово Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН «Асимметричные угрозы операциям ООН по поддержанию мира»

 

Уважаемый г-н Председатель,

В отношении релевантности сегодняшней темы хотел обратить внимание на то, что многие делегации говорили о необходимости политического трека при урегулировании конфликта и противодействия асимметричным угрозам. В этой связи хотел бы сослаться на Минские соглашения, которые уже почти как два года не выполняются, несмотря на обещания Президента Порошенко. Продолжается практически ежедневный обстрел населенных районов из различных артиллерийских систем, разрушаются дома, гибнут люди. Правда выходит наружу и находит отражение в докладах Управления Верховного комиссара по правам человека, в которых говорится о произвольных задержаниях и похищениях, пытках, сексуальном насилии и других формах грубого нарушения прав человека как со стороны СБУ, так и других правоохранительных органов Украины.

Действительно, изменить обстановку на Донбассе возможно, как и достичь прочного мира. Но все это можно будет сделать только за счет неукоснительного соблюдения минских договоренностей. В этой связи призываем Киев ускорить их выполнение.