Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по Ближнему Востоку

Г-н Председатель,

С сожалением констатируем, что ситуация в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) остается напряженной и взрывоопасной.

На протяжении последних лет ситуация на палестино-израильском направлении неуклонно ухудшается. Переговоры между палестинцами и израильтянами фактически заморожены. После завершения в апреле 2014 г. без каких-либо ощутимых результатов 9-месячного раунда палестино-израильских контактов, проходивших под эгидой США, обстановка на палестинском треке БВУ резко обострилась. Регулярные столкновения на Западном берегу р.Иордан, вспышки насилия, от которых страдают мирные палестинцы и израильтяне, нарушения режима прекращения огня вокруг сектора Газа – наглядные тому подтверждения. Решительно и безоговорочно осуждаем любые террористические проявления, которые накаляют и без того тяжелую атмосферу в регионе. Насилию должен быть положен конец.

Вызывают тревогу односторонние действия Израиля по созданию «необратимых фактов на земле». Израильское правительство, несмотря на однозначное осуждение международного сообщества, продолжает строительство и расширение поселений на оккупированных территориях, экспроприацию земельных угодий на ЗБРИ, разрушение палестинских домов.

Все эти действия подрывают перспективы реализации двугосударственного решения, безальтернативность которого признается участниками конфликта и всем мировым сообществом.

Россия как участник ближневосточного «квартета» международных посредников добивается реанимирования переговоров и восстановления «политического горизонта» в процессе БВУ. Отмечаем значимость опубликованного 1 июля доклада «четверки» по положению дел в палестино-израильском урегулировании в качестве консолидированного сигнала международного сообщества. Убеждены, что добросовестное выполнение конфликтующими сторонами рекомендаций доклада будет способствовать общему оздоровлению ситуации и преодолению взаимного недоверия.

Одним из основных препятствий на пути возобновления мирного процесса остается раскол в палестинских рядах. В предстоящий период имеем в виду продолжать усилия по восстановлению палестинского единства на основе политической платформы ООП и Арабской мирной инициативы.

Особую обеспокоенность вызывает происходящее в секторе Газа. Гуманитарная ситуация там остается крайне тяжелой. Это лишает перспектив живущих в Газе палестинцев и способствует их радикализации, чем пользуются экстремисты. Разделяем мнение международного сообщества о необходимости скорейшего прекращения блокады сектора.

Г-н Председатель,

В следующем году исполняется 50 лет с момента принятия резолюции СБ ООН 242, являющейся одним из основных документов общепризнанной международно-правовой базы ближневосточного урегулирования.

С сожалением приходится констатировать, что по прошествии полувека коренная причина этого застарелого, хронического конфликта так и не была устранена, а перспективы его урегулирования остаются туманными. В контексте охваченного пламенем конфликтов ближневосточного региона такое положение дел чревато самыми негативными последствиями.

Г-н Председатель,

Начавшаяся шесть лет назад череда потрясений и пертурбаций, опрометчиво и наивно названная «арабской весной», создала массу нерешенных проблем. В Йемене и Ливии, первоначально преподносившихся в качестве образцов процесса демократизации, не прекращаются кровопролитие и борьба за власть. Сохраняется тяжелая обстановка в Ираке, конфликт в Сирии приобрел трагические масштабы.

Бездумные и недальновидные действия некоторых стран, сопровождавшиеся вмешательством во внутренние дела, попытками сменить «неугодные» режимы и навязать «свои рецепты демократизации» без учета исторических, культурных и религиозных особенностей ближневосточных государств, а также прямое военное вторжение, привели к образованию обширной зоны хаоса и анархии. Этим не преминули воспользоваться террористы ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры», «Аль-Каиды» и аффилированных с ними группировок. Кроме того, в целом ряде стран региона была разрушена государственность, до предела обострились гуманитарные и социально-экономические проблемы, что спровоцировало беспрецедентную волну миграции.

Г-н Председатель,

С самого начала сирийского кризиса Россия неизменно выступала за его мирное разрешение при уважении суверенитета и территориальной целостности страны. Убеждены, что не существует альтернативы политическому урегулированию, опирающемуся на инклюзивный межсирийский диалог при параллельном обеспечении режима прекращения боевых действий, гуманитарного доступа и продолжении борьбы с терроризмом.

Именно такая комплексная позиция закреплена в Женевском коммюнике от 30 июня 2012 г., резолюциях СБ ООН, прежде всего резолюции 2254, и соответствующих решениях Международной группы поддержки Сирии. Благодаря действиям российских ВКС удалось предотвратить захват террористами Дамаска, подорвать военный и экономический потенциал террористических группировок и освободить обширные территории. Кроме того, оказываем содействие налаживания диалога между Правительством Сирии и  представителями внутренней и внешней сирийской оппозиции с целью найти общесирийский консенсус по политико-дипломатическому урегулированию кризиса.

Российская Федерация продолжает прилагать все возможные усилия с целью деэскалации напряженности и решения острых гуманитарных вопросов в Сирии, особенно в г.Алеппо, где завершаются боевые действия и вывод вывод боевиков и членов их семей из восточной части города.

Одновременно продолжает оказываться масштабная гуманитарная и медицинская помощь пострадавшему от конфликта сирийскому населению. В последние дни основной поток российской гуманитарной помощи идет именно в Алеппо.

Исходим из того, что первоочередная задача теперь – это всеобъемлющее прекращение боевых действий и возобновление межсирийских переговоров, готовность к чему Дамаск неоднократно переподтверждал.

 Г-н Председатель,

В Ираке продолжается ожесточенное противостояние и борьба с ИГИЛ. После понесенных потерь и поражений иракские военные смогли вернуть контроль над стратегически важными городами Рамади и Фалуджа.

17 октября при содействии т.н. антиигловской коалиции началась военная операция по освобождению главного оплота террористов в стране – Мосула. О конкретных победах, как мы понимаем, говорить пока преждевременно. Между тем за два месяца кампании серьезно обострилась гуманитарная ситуация – количество ВПЛ перевалило за 90 тысяч, более 700 тысяч нуждаются в срочной помощи.

Не лучшим образом обстоит ситуация в Йемене и Ливии. По оценкам международных гуманитарных организаций, 82 процента
27-миллионного населения Йемена нуждаются в срочной гуманитарной помощи, а по данным ЮНИСЕФ, каждые 10 минут в Йемене умирает от голода умирает ребенок.

В результате дезинтеграции государственных структур и фактического безвластия Ливия превратилась в перевалочный пункт для мигрантов, стремящихся проникнуть морским путем в Европу, рассадник терроризма, трансграничной преступности, контрабанды оружия и наркоторговли. С начала года более 328 тысяч нелегальных мигрантов добралось до Европы через Средиземное море.

Г-н Председатель,

Положение на Ближнем Востоке и в Северной Африке, распространение террористической активности за пределы данного региона лишний раз подтверждают, что в современном мире ни одно государство не застраховано от террористической угрозы и не сможет «отсидеться в оазисе безопасности». Исходя из этого, считаем задачей первостепенной важности объединение на основе принципа неделимости безопасности усилий в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также формирование подлинно универсального антитеррористического фронта.

Россия не стремится получить геополитические дивиденды из нестабильной ситуации в регионе, утвердить свое влияние через переформатирование ближневосточного пространства. Выступаем за необходимость решительных действий по уничтожению ИГИЛ и других террористических группировок, где бы они ни находились, и скорейшее урегулирование всех кризисов политико-дипломатическим путем в строгом соответствии с нормами международного права. Поддерживаем конкретные и эффективные меры по улучшению гуманитарной ситуации и социально-экономическому восстановлению и возрождению региона. Эти неотложные задачи могут быть решены исключительно в рамках активного международного взаимодействия.