Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Вершинина на заседании СБ ООН по теме: «Поддержание международного мира и безопасности: всеобъемлющий обзор ситуации на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке»

Уважаемые коллеги,

Созывая сегодняшнее заседание, мы исходили из важности выработки единых подходов к тому, как содействовать скорейшему урегулированию кризисов на обширном пространстве Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. Предлагаем вместе, вместе с вами подумать, что можно сделать, чтобы остановить страдания народов сегодня, избежать новых потрясений и трагедий в одной из самых неспокойных частей земного шара.

При этом убеждены, что какие бы решения мы ни нашли, они будут эффективными только при выполнении двух условий: во-первых, они должны быть подлинно коллективными, а во-вторых - соответствовать нормам и принципам международного права.

Как анализ, так и уже имеющийся опыт показывают, что попытки в одиночку разрубить конфликтные узлы обречены на неудачу. Порочная практика односторонних действий, когда одни государства-члены ООН записывают в изгои правительства других государств-членов, преследуя политику расшатывания и смещения неугодных режимов, не только не способствовала решению многочисленных проблем региона, но создала новые проблемы. Очевидно, что для снижения кризисного потенциала необходимо сопрягать международные и региональные усилия, в т.ч. в рамках эффективных инклюзивных форматов с центральной ролью ООН и ее Совета Безопасности. Повторю – при заглавной роли ООН и ее Совета Безопасности.

Подлинное объединение усилий всех государств в противодействии региональным угрозам требует честного партнерского диалога. И такой диалог должен вестись на основе отказа от попыток силового решения конфликтов, а также поддержки «добрых услуг» Генерального секретаря ООН, региональных организаций и отдельных государств-членов, без политизации гуманитарных аспектов и в полном соответствии с обязательствами по международному праву, прежде всего с Уставом ООН.

Российская Федерация выступает за выработку позитивной и объединительной повестки дня для всего международного сообщества с целью урегулирования обстановки на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке. Обязательное условие при этом - уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности стран региона.

Необходимо стремиться к формированию действительно широкого фронта по противодействию террористической угрозе, с которой еще предстоит побороться – и это несмотря на достигнутые значительные успехи в Ираке и Сирии. Следует также положить конец попыткам использования террористических группировок в качестве инструмента в борьбе за позиции в новом региональном балансе сил. Важно дать коллективный отпор химическому и ОМУ-терроризму. При этом нельзя подыгрывать бандитам в их провокациях с химоружием, используя их как повод для агрессивных действий.

Недопустимо, отталкиваясь от этих провокаций, заранее навешивать обвинительные ярлыки в отношении неудобных правительств, осложняя таким образом экспертную работу по установлению реальных фактов. Никак не отвечают логике коллективного поиска решений попытки внести раскол в международные организации, такие как ОЗХО. В этом же ряду - нежелание поддержать в СБ ООН резолюцию об усовершенствовании методов работы Совместного механизма по расследованию в Сирии и намерения наделить ОЗХО функциями, не оговоренными химконвенцией и относящимися по своей сути к компетенции Совета Безопасности. На открывающейся завтра внеочередной сессии Конференции государств-участников ОЗХО мы, к сожалению, рискуем с вами стать свидетелями того, как техническую структуру попытаются превратить в арену политических баталий. 

Ключевым моментом нашей совместной работы в регионе должно стать создание условий, способствующих укреплению общей атмосферы доверия. Это имеет ключевое значение в отношениях между арабскими государствами, Израилем и Ираном. Напомним, что в своей резолюции 598 от 1988 г. Совет Безопасности дал поручение Генсекретарю проработать совместно с региональными сторонами меры укрепления безопасности и стабильности в регионе. Вопрос этот, бесспорно, непростой. Он требует настойчивых дискретных обсуждений и деликатных подходов. Но работу в этом направлении начинать надо. И мы готовы оказать посильное содействие, разговаривая с нашими партнерами в Иране, Израиле, Палестине, Сирии, Саудовской Аравии, Йемене, Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре, Египте, Турции и других странах региона.

Конечной целью должно стать формирование такой архитектуры региональной безопасности, которая будет иметь подлинно инклюзивный характер и предполагать подключение всех государств этой части земного шара. Первым шагом могло бы быть проведение конференции с участием стран Персидского залива, на которой обсуждались бы вопросы, связанные с обеспечением региональной безопасности. Понятно, что для этого понадобятся гарантии, в первую очередь со стороны пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. В перспективе же такую конференцию можно было бы расширить и за счет других ближневосточных стран.

Важно принять срочные меры по распространению межконфессиональной и межэтнической культуры мира. Это позволит не допустить новых потрясений на этноконфессиональной почве. Крайне опасно окрашивание конфликтов в регионе в цвета межконфессиональной розни, в том числе суннито-шиитского противостояния. Очевидно, что ставка на создание моноконфессиональных обществ не только противоречит современным реалиям, но и является способом затягивания конфликтов на годы и десятилетия.

Наша страна, Российская Федерация, имеет уникальный опыт сосуществования различных этносов и конфессий. Исходя из этого, мы поддерживаем предложение Межпарламентского союза организовать совместно с ООН всемирную конференцию по межрелигиозному и межэтническому диалогу, в которой приняли бы участие главы государств, парламентарии и представители мировых религий. Готовы принять такую конференцию в России в 2022 году.

Убеждены, что закреплению единства Совета Безопасности призвано способствовать направление миссий СБ в конфликтные районы на Ближнем Востоке.

По всем этим и всем другим аспектам Россия готова работать вместе с заинтересованными партнерами на открытой и беспристрастной основе, без угроз и негативного давления.

Благодарю Вас.