Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на брифинге в связи с рассмотрением доклада Прокурора Международного уголовного суда Ф.Бенсуды о расследовании ситуации в Ливии

26 мая 2016 года


Г-н Председатель,

Обстановка в Ливии остаётся крайне неустойчивой, несмотря на все усилия по восстановлению единства страны. Правительство национального согласия ещё только готовится стать полноценным исполнительным органом, ожидая утверждения легитимным парламентом, как это предусмотрено Схиратским соглашением.

Не думают сдаваться теснимые ливийской армией террористические группировки, получающие подкрепление извне. Процветает криминальная деятельность, связанная с переправкой через Средиземное море жителей неблагополучных регионов. Усугубляются социально-экономические и гуманитарные проблемы. 

Другими словами, иностранная военная интервенция 2011 года вызвала тяжёлые долгосрочные последствия. Преодолеть их можно только путём терпеливой коллективной работы по содействию развитию внутриливийского диалога под эгидой ООН. Ставка на быстрые решения в пользу какой-либо из сторон может ещё больше обострить противоречия и обратить вспять положительные начинания. 

Г-н Председатель,

Распространенный в СБ 23 мая одиннадцатый доклад прокурора МУС по расследованию ситуации в Ливии, по нашим оценкам, не содержит каких-либо принципиально новых элементов. Как и ранее, складывается впечатление, что Совету Безопасности докладывает не орган, уполномоченный на проведение расследований и уголовного преследования, а некая мониторинговая миссия. О каких-либо мерах прокурорского реагирования и значимых процессуальных действиях вновь не сообщается. В этих условиях нельзя не задаться вопросом, в чем заключается смысл такого диалога с Советом.

Как представляется, причины текущего положения дел с рассмотрением ливийского досье в МУС во многом объясняет история вопроса. В 2011 году Суд взялся за дело с показательным энтузиазмом. В считанные дни – как раз к началу иностранного вооруженного вмешательства - Прокуратура перешла от предварительного изучения к формальному расследованию в отношении М.Каддафи. При этом спешка была настолько серьезной, что используемые в Суде аргументы, похоже, до конца не проверялись.

Например, высказывания бывшего Прокурора Суда, касающиеся организации массовых изнасилований, были впоследствии опровергнуты Комиссией ООН по расследованию в Ливии и рядом НПО. Некоторыми авторитетными источниками ставилась под сомнение обоснованность и других обвинений, выдвинутых тогда МУС, например, в отношении использования наемников для подавления протестов в период, предшествующий иностранному вмешательству. 

Однако такие опровержения не повлияли на ситуацию. Задача МУС по «юридическому сопровождению» иностранного вооруженного вмешательства в Ливии была выполнена. При этом складывается впечатление, что Суд посчитал на этом свою миссию завершенной.

Так, за 5 лет Прокуратурой Суда не возбуждено ни одного нового дела, хотя очевидно, что тогдашние ливийские власти – далеко не единственная сторона, которая могла совершать в Ливии деяния, подпадающие под Римский статут.

В частности, нет конкретных процессуальных шагов со стороны МУС по организации надлежащего расследования в связи с информацией о предполагаемых преступлениях повстанцев.

Прокуратура самоустранилась от рассмотрения вопроса о жертвах среди мирного населения в результате бомбовых ударов НАТО. Сведения о случаях поражения целей, не имеющих военного значения, были приведены в докладе Комиссии ООН по расследованию в Ливии. Комиссия рекомендовала тогда продолжить их изучение, поскольку тех данных, что она смогла получить от НАТО, оказалось недостаточно для окончательных выводов. В открытом доступе была масса заслуживающих проверки сведений о последствиях ударов НАТО. Тем не менее прокуратура ограничилась констатацией в 2013 году того, что она не смогла обнаружить признаков действий, подпадающих под Римский статут. При этом из материалов, представленных Прокурором в СБ, неясно, на основе чего она пришла к такому выводу и в чем заключалась проведенная проверка.

Наконец, это – не первый доклад Прокуратуры, в котором указывается на злодеяния ИГИЛ. Однако каких-либо попыток хотя бы подступиться к этой теме, не говоря уже о реальных шагах по расследованию, до сих пор не предпринято. 

Что касается сетований на ограниченность ресурсов и попыток представить ливийское досье как некое бремя, возложенное на Суд Советом Безопасности, стоит отметить, что в 2011 году основными сторонниками идеи передачи Советом Безопасности ливийской ситуации в МУС выступили страны-участницы Римского статута и Прокурор Суда. Получается, что они тогда явно не рассчитали силы.

Г-н Председатель,

В заключение хотелось бы отметить, что опыт задействования МУС в ливийском сюжете никак не может считаться успешным как в плане обеспечения правосудия и предотвращения новых преступлений, так и в том, что касается содействия национальному примирению. Это лишь укрепляет наши сомнения в отношении целесообразности передачи в МУС каких-либо новых досье.