Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании Совета Безопасности ООН по проблематике нераспространения ОМУ

Г-н Председатель,

Благодарим заместителя Генсекретаря Дж. Фелтмана за представление второго полугодового доклада о ходе выполнения резолюции 2231 СБ ООН. Отмечаем продуктивное начало работы нового координатора в Совете Безопасности ООН по вопросам выполнения резолюции 2231 Постпреда Италии г-на Себастьяно Карди. Признательны Послу Испании Р.Марчеси за проделанную огромную работу по данной важной резолюции. Подчеркиваем: в новом докладе Генсекретаря использовано меньше непроверенных данных и вбросов из СМИ, которые невозможно проверить или подтвердить. Документ стал более фактологическим, беспристрастным и нейтральным.

Вместе с тем, в тексте всё ещё остаются некоторые элементы, вызывающие серьезные вопросы. Есть и повторения, создающие искусственные смысловые акценты.

Главный недостаток доклада состоит в том, что Секретариат проигнорировал пожелания Тегерана включить в доклад информацию о реально существующих проблемах с выполнением обязательств по снятию санкций в рамках СВПД. Как и в первом документе, наблюдается явный перекос в сторону выполнения приложения «В», ориентированного на сохранение ограничений в отношении ИРИ.

В результате картина получается однобокой и запутанной. Представление полугодовых докладов упоминается в контексте резолюции 2231 только в самом приложении «В», являющемся по сути отдельным заявлением «шестерки». Не будем забывать, что после этого в СБ ООН была разработана специальная записка от 16 января 2016 года, которая дает поручение Генсекретарю по представлению докладов, и это относится ко всей резолюции 2231,а не только к отдельной её части, т.е. приложению «В».

Полагаем, что если появляются сомнения и вопросы относительно охвата, структуры или отдельных элементов доклада, Секретариат может и должен обращаться в СБ за соответствующими разъяснениями. Более того, такой алгоритм уже использован в этом докладе по тематике временного вывоза обычных вооружений, подпадающих под ограничения.

Призываем Секретариат отслеживать соблюдение пункта 27 резолюции 2231. Там ясно говорится о непрецедентном характере всех положений СВПД в свете продолжающихся попыток навязать эксклюзивные договоренности по этому плану в других форматах. А то уже некоторыми неправительственными структурами прорабатываются шаги, как использовать меры СВПД для укрепления системы гарантий МАГАТЭ и даже в целях «продвижения ядерного разоружения». За этими произвольными действиями необходимо следить.

По-прежнему рассчитываем на изменение концептуального подхода к подготовке докладов и в первую очередь на отход от установки на подачу всей информации исключительно через негатив. Документ должен, прежде всего, содействовать формированию и укреплению условий для успешной и устойчивой реализации СВПД как важнейшего дипломатического достижения.

Российская Федерация в целом удовлетворена результатами, достигнутыми за год, прошедший с начала реализации СВПД. Запущены и продуктивно функционируют все рабочие механизмы совместной комиссии (СК) СВПД. Сама СК, на наш взгляд, оперативно справляется с возникающими задачами.

Считаем, что Тегеран выполняет свои обязательства по СВПД в полном объеме. Это подтверждает МАГАТЭ в своих докладах. Возникающие время от времени технические вопросы оперативно решаются. Последний наглядный пример – одобрение СК решения по прочистке производственных линий на предприятии в Исфахане и учёта остатков обогащенного урана. Согласованный алгоритм позволит на длительное время урегулировать вопрос соблюдения Тегераном установленного лимита в 300 кг на запасы такого материала.

Выступаем против любых попыток надавить на Тегеран в сфере ракетной программы или в области обычных вооружений. Любые угрозы прекратить в этой сфере работу по отмене односторонних санкций и возвращению Ирана на международный экономический и финансовый рынки недопустимы, некорректны и спекулятивны.

В заключении хотели бы высказаться относительно содержащегося в докладе обращения Генсекретаря к СБ с просьбой прояснить вопрос временного вывоза обычных вооружений без их передачи. Мы готовы активно участвовать в выработке соответствующего ответа Секретариату ООН. Исходим из того, что временный вывоз обычных вооружений под охват приложения «В» не подпадает.

Благодарю Вас.