Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Е.Т.Загайнова на заседании Совета Безопасности ООН по докладам Международного трибунала для бывшей Югославии и Остаточного механизма

 

Г-н Председатель,

Мы внимательно изучили доклады руководства Трибунала и Остаточного механизма за истекшие полгода.

С удовлетворением отмечаем, что в докладе МТБЮ не содержится сообщений о дальнейших задержках в рассмотрении дел. Они завершатся до конца 2017 года, и Трибунал, хотя и выйдет далеко за пределы срока, установленного резолюцией Совета Безопасности 1966, закончит свою работу.

По-прежнему рассчитываем, что запланированные сроки судопроизводства будут сокращены, о чем настоятельно просил Совет Безопасности в резолюциях 2193 (2014) и 2256 (2015). Призываем руководство МТБЮ предпринять для этого все усилия.

Совет Безопасности продолжает принимать меры для содействия бесперебойной работе МТБЮ. Недавно в Устав Трибунала была внесена поправка, позволяющая привлекать одного из судей, состоящих в реестре Остаточного механизма, для работы в апелляционной палате. Речь идет о резолюции СБ 2306, оперативно принятой нами по просьбе Трибунала.

Исходим из того, что Трибунал надлежащим образом укомплектован и обеспечен, в том числе с кадровой и финансовой точек зрения. Задержки в судопроизводстве, о которых ранее информировался Совет, были вызваны, по нашему мнению, скорее, такими факторами как неравномерное распределение нагрузки на судей, неточная юридическая оценка сложности дел и неоправданно долгая подготовка судей к процессам.

Мы с пониманием относимся к стремлению руководства Трибунала удержать сотрудников, обладающих «институциональной памятью». Однако полагаем, что запросы разного рода бонусов не соответствуют условиям службы в ООН, заставляют задуматься, насколько персонал Трибунала привержен его целям.

Что касается дела «о неуважении к суду» (contempt case), инициированного Трибуналом в рамках завершившегося процесса над Воиславом Шешелем, то хотели бы сослаться на решения СБ, утвердившие стратегию завершения работы МТБЮ в 2002–2003 годах, а также резолюцию 1966 (2010). В них говорится, что Трибунал должен «сосредоточить свои усилия на судебном преследовании и предании суду руководителей высшего уровня, которые подозреваются в ответственности за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года». Дела «о неуважении к суду» к ним явно не относятся. Возможные рецепты, позволяющие обеспечить интересы правосудия в сложившейся ситуации, в том числе по передаче «второстепенных» дел под национальные юрисдикции, также даны в упомянутых решениях Совета. В любом случае этот сюжет не должен повлиять на реализацию стратегии сворачивания Трибунала.

Явно не относится к указанной задаче предания суду за наиболее серьезные преступления, на которой следует сконцентрироваться Трибуналу, и формулирование оценок по таким вопросам, как, например, политический климат и умонастроения в той или иной стране, исторические воззрения, кадровые решения. Призываем должностных лиц Трибунала не отвлекаться на такого рода экскурсы от достижения целей, установленных Уставом и решениями Совета.

Г-н Председатель,

Наша делегация в течение нескольких лет выступала с инициативой проведения независимой экспертизы состояния дел в МТБЮ. На заключительной стадии работы Трибунала Управление служб внутреннего надзора (УСВН, OIOS) провело такую оценку в соответствии с резолюцией Совета Безопасности 2256 (2015).

В ряде случаев аудиторы выявили проблемы, к которым мы неоднократно привлекали внимание в Совете. Среди наиболее очевидных – отсутствие четких и обоснованных ориентиров в части продолжительности рассмотрения дел.

Мы благодарны Управлению за проведенную работу. К сожалению, Трибунал воспринял далеко не все вынесенные в его адрес рекомендации. Исходим из того, что анализ рекомендаций и их реализация будут продолжены.

Г-н Председатель,

Мы внимательно следим за процессами в Остаточном механизме. Хотели бы напомнить, что в соответствии с резолюцией Совета Безопасности 1966 (2010) Механизм – временная компактная структура, созданная для того, чтобы обеспечить процесс сворачивания МТБЮ и МТР. Это - не новая модель международного судебного органа. Сроки полномочий Механизма ограничены  и обуславливаются двухгодичными циклами обзоров его деятельности Советом Безопасности.

В докладе Механизма не приведены предварительные прогнозы по срокам рассмотрения некоторых дел, находящихся в его юрисдикции уже почти год. Призываем устранить этот недостаток в будущих докладах. Ожидаем от Механизма максимальной эффективности и транспарентности, четкого следования стандартам правосудия, включая сроки судопроизводства. Рассчитываем, что Механизм будет использовать в этих целях все процедурные возможности, заложенные в его Устав Советом Безопасности, в том числе на случай непредвиденных обстоятельств.