Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Е.Т.Загайнова на брифинге Совета Безопасности ООН в связи с рассмотрением доклада Прокурора Международного уголовного суда о ходе расследования ситуации в Дарфуре в соответствии с резолюцией СБ ООН 1593

9 июня 2016 года



Г-н Председатель,

В последние недели мы неоднократно озвучивали как в Совете Безопасности, так и в Генеральной Ассамблее наши оценки деятельности Международного уголовного суда. Они во многом относятся и к расследованию дарфурского досье.

Мы приняли к сведению двадцать третий доклад Прокурора Международного уголовного суда о расследовании ситуации в Дарфуре.

У нас вызвала удивление тональность адресованных Совету Безопасности требований Прокурора о так называемых «последующих действиях» (follow-up) по переданной ситуации в Дарфуре. Мы ожидаем от Прокуратуры МУС предметного отчета о ее работе, а не каких бы то ни было оценок деятельности СБ, его авторитета и позиции. Считаем неуместными попытки давать указания Совету. Все это вновь наводит на мысли относительно смысла такого рода диалога Совета с МУС.

Следует отметить, что в отношении исполнения некоторых выданных МУС ордеров на арест нет единства даже среди стран-участниц Римского статута.

Африканский союз и отдельные его члены в ряде случаев указывали на противоречия требований МУС обязательствам, вытекающим из международно-правовых норм об иммунитетах должностных лиц государств. Мы с пониманием относимся к позиции африканских стран по тематике МУС, считаем ее обоснованной. К сожалению, как показала практика последних лет, не все члены Совета готовы прислушиваться к ней.

Наша делегация с интересом восприняла инициативу по созданию специального министерского комитета Африканского союза для рассмотрения озабоченностей африканских государств по поводу МУС и поддержала идею организации диалога Совета Безопасности с представителями этого комитета. Рассчитываем на скорую встречу с делегацией Комитета в Нью-Йорке.

Г-н Председатель,

Хотели бы прокомментировать некоторые фактологические выкладки доклада.

Обратили внимание на использование в нем непроверенной информации по жертвам среди мирного населения и количеству перемещенных лиц в Дарфуре. Эти данные не подтверждены Управлением по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) ООН. Доклад фактически ретранслирует Совету Безопасности утверждения базирующегося в Гааге «Радио Дабанга», известного в том числе откровенной дезинформацией и связями с суданской вооруженной оппозицией.

Как известно, в Дарфуре в настоящее время ведутся операции против «Суданской освободительной армии». Эта группировка упорно отказывается от любых переговоров с Хартумом. Мятежники отвергли его односторонний мораторий на боевые действия, нападали не только на правительственные силы, но и на гражданские объекты и мирное население.

Другие дарфурские группировки также проводят деструктивную линию. В частности, они отказываются подписывать «дорожную карту» Африканского союза – мирный план, поддержанный Генеральным секретарем ООН и Председателем Комиссии Африканского союза.

Эксперты санкционного комитета Совета Безопасности по Судануподтверждают нарушения суданскими мятежниками международного гуманитарного права, включая вербовку детей-солдат.

В докладе Прокуратуры информация об этих и других деяниях мятежников, подрывающих мир и безопасность в Дарфуре, полностью опущена. Такой односторонний характер оценок МУС, направленных исключительно против законных властей Судана, вряд ли может рассматриваться как свидетельство беспристрастности этого судебного органа.

В заключение, говоря не только о дарфурском расследовании, а в более широком плане, хотели бы вновь подчеркнуть важность нахождения тонкого баланса между интересами обеспечения правосудия и достижения устойчивого мира, стабилизации обстановки. Решение этих задач требует комплексного и взвешенного подхода.



Текст резолюции СБ ООН 1593 доступен по ССЫЛКЕ