Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Е.Т.Загайнова на открытом заседании Совета Безопасности ООН по проблематике торговли людьми в ситуации конфликта
Г-н Председатель,
Поскольку так получилось, что сегодня сегодня нам предоставлено слово сразу после выступления делегации Украины, мы хотели бы на этот раз начать с того, чтобы вновь отвести прозвучавшие инсинуации в отношении России как неуместные, необоснованные и даже абсурдные. Теперь позвольте перейти к теме заседания.
Прежде всего, хотели бы выразить признательность Генеральному секретарю, Исполнительному директору Управления ООН по наркотикам и преступности, Специальному докладчику по вопросу о торговле людьми и Комиссару Африканского союза по вопросам мира и безопасности за содержательные выступления и оценки угрозы торговли людьми в ситуации конфликтов.
Тема сегодняшнего заседания не является для Совета новой. Ей посвящены резолюция 2331, а также заявление Председателя Совета Безопасности (S/PRST/25), принятое в декабре 2015 года.
Поднятые в этих документах проблемы сохраняют актуальность. С учетом транснационального характера преступлений, связанных с торговлей людьми в конфликтных ситуациях, международное взаимодействие в борьбе с этим явлением становится все более востребованным. Основу такого сотрудничества должно составлять признание взаимосвязи торговли людьми с сохраняющимися диспропорциями в социально-экономическом развитии отдельных государств и регионов, нарастанием потоков нелегальной миграции и активизацией деятельности международных организованных преступных сообществ.
Достичь наибольшей эффективности в борьбе с торговлей людьми возможно на основе комплексного подхода к данной проблеме, предусматривающего профилактику, уголовное преследование преступников и содействие жертвам.
Особняком стоит проблема связи торговли людьми с терроризмом и его финансированием. Призываем активнее бороться с этой цепочкой, в том числе укреплять взаимодействие в деле выявления и уголовного преследования вовлеченных в нее лиц. Для целей пресечения этой деятельности важно задействовать все доступные инструменты.
Выступаем за укрепление механизмов борьбы с торговлей людьми на площадках ООН, а также других универсальных и региональных форматов. Наша страна является участником Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и Палермского протокола, входит в Группу друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми.
Придаем важное значение руководящей роли ООН в консолидации усилий международных и национальных структур, задействованных в борьбе с торговлей людьми. Приветствуем принимаемые на этом направлении меры по линии Управления ООН по наркотикам и преступности, прежде всего в плане оказания профильного содействия заинтересованным государствам. Считаем, что такая работа заслуживает поддержки, планируем и далее вносить в нее свой вклад.
Убеждены в необходимости дальнейшего развития потенциала Межучережденческой координационной группы по борьбе с торговлей людьми (ICAT) и активного участия входящих в нее организаций в осуществлении Глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми. Рассматриваем его в качестве ключевого ориентира, задающего вектор приложения усилий государств в этой сфере. Приветствуем в этой связи принятие Генеральной Ассамблеей в сентябре этого года Политической декларации об осуществлении Глобального плана. Полагаем, что согласованные в ООН подходы к борьбе с торговлей людьми представляют собой прочную основу для взаимодействия на данном направлении. Поэтому следует с осторожностью подходить к попыткам их модернизации или разработки альтернативных платформ в этой сфере с тем, чтобы избежать смещения понятий и ослабления международного режима противодействия торговле людьми.
В заключение хотели бы вновь подчеркнуть, что во избежание дублирования усилий в работе по проблематике торговли людьми необходимо четко следовать установленному кругу ведения органов ООН. Так, оправданно подключение СБ к рассмотрению вопросов торговли людьми только применительно к задачам, находящимся на его повестке дня. В нашем понимании, к ним можно отнести реагирование на эту проблему в контексте конкретных конфликтных ситуаций, каждая из которых имеет свою специфику, а также усилия по пресечению финансирования терроризма.