Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева по мотивам голосования в Совете Безопасности ООН о продлении мандата Миссии ООН в Гаити

Г-жа Председатель,

Российская делегация поддержала принятие резолюции 2350, исходя из важной роли, которую Миссия ООН играет в стабилизации ситуации в стране и необходимости продолжения оказания содействия правительству Гаити. Вместе с тем хотели бы высказать некоторые соображения по ее содержанию и методам работы над проектом. Обращаем внимание на несоответствие представленного документа характеру наших недавних обсуждений ситуации в Гаити, а также заявлениям авторов резолюции и поддержавших документ делегаций.

Как вы помните, 6 апреля Совет собирался для оценки эффективности работы операций ООН по поддержанию мира (ОПМ), в ходе которого американская делегация – инициатор заседания заявила о необходимости возвращения к истокам (back to basics) миротворчества, недопущении бесконтрольного разрастания мандатов. И делегации, и Секретариат ООН тогда подчеркивали важность того, чтобы мандаты ОПМ были понятными, чёткими и достижимыми. Однако в представленном документе эти идеи, прямо скажем, не нашли отражения.

Мандат Миссии нечеток. С одной стороны, ей дано поручение то ли осуществлять самой, то ли содействовать правительству в осуществлении мониторинга прав человека. С другой – указывается, что данное решение Совет принимает в соответствии с главой VII Устава ООН, предполагающей применение силы. Нам не понятно, каким образом это в принципе осуществимо на практике.

В ходе работы над проектом резолюции нам возражали, что предыдущая Миссия также работала по главе VII, но давайте посмотрим внимательно – ее применение было четко ограничено исключительно вопросами поддержания безопасности.

Вопрос: каким образом изменилась ситуация в стране? Неужели «пенхолдеры» и поддержавшие резолюцию члены Совета настолько убеждены в том, что на фоне общего оздоровления ситуации в Гаити ситуация с нарушениями прав человека, напротив, стала представлять угрозу международному миру и безопасности? Ведь только в этом случае данная ситуация может находиться на рассмотрении Совета Безопасности. Напомним, что «голубые каски» в принципе находятся в Гаити не из-за проблем в области прав человека.

То же самое относится и к задаче по оказанию Секретариатом «добрых услуг». Встает вопрос – насколько они «добрые», если на них предполагается распространение Главы VII Устава?

Больше всего удивляет то, что эти поручения даются на фоне относительной стабилизации в Гаити, которая и позволила рассматривать сокращение и переформатирование ооновского присутствия в стране.

Буквально два дня назад, 11 апреля, мы обсудили доклад Генсекретаря о ситуации в Гаити. Практически все выступавшие, включая спецпредставителя Генсекретаря ООН г-жу Сандру Оноре и большинство членов Совета, отметили завершившийся процесс мирного перехода власти и улучшение ситуации в области безопасности, а также констатировали, что именно эти позитивные подвижки позволили поставить вопрос о пересмотре мандата Миссии.

Слышали в ходе обсуждения проекта заверения в том, что «сильный» (robust) мандат якобы необходим для сохранения рычагов воздействия на принимающее правительство. И все же не убеждены, что в данной ситуации следует ставить вопрос о каком-либо давлении. Тем более ‑ в условиях относительного успеха, позволяющего закрыть действующую Миссию в течение полугода. Думается, что в данном контексте уместнее опираться на взаимодействие и сотрудничество с принимающей стороной, особенно при наличии четких перспектив нормализации ситуации.

К сожалению, не можем уверенно утверждать, что представленный проект стал результатом работы «Группы друзей Гаити». Не только потому, что версия, которая в итоге принята, отличается от проекта, согласованного в этом формате. Еще одна причина ‑ нарекания членов Группы к процессу принятия решений в этом неформальном объединении.

Благодарю Вас.