Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по гуманитарной ситуации в Сирии

Г-жа Председатель,

Мне хотелось бы начать свое выступление с того, чем закончил г-н О`Брайен, который сказал, что гуманитарные трагедии - это следствие провала политики. С этим тезисом нельзя не согласиться. Думали ли о последствиях, когда осуществляли вторжение в Ирак, породившее ИГИЛ? Думали ли о гуманитарных последствиях, когда раскручивали спираль насилия в Сирии, накачивали страну оружием, не гнушаясь поддержкой террористов, которые превратились в главный боевой отряд антиправительственных сил?

Г-жа Председатель,

Гуманитарная ситуация в Сирии продолжает оставаться весьма сложной. Сирийское правительство в тяжелейших условиях войны, ведущейся террористическими группировками, а также неспособными или нежелающими отмежеваться от них незаконными вооруженными формированиями, делает все возможное, чтобы обеспечить своим гражданам более-менее нормальную жизнь. Причем делает это, несмотря на односторонние экономические санкции. Кроме как героической не назовешь работу сирийского Красного Полумесяца. Значительная работа проводится специализированными учреждениями ООН, по линии двустороннего взаимодействия к гуманитарным усилиям подключаются новые страны.

Продолжает оказывать активное гуманитарное содействие сирийскому населению и Россия. На прошлой неделе малообеспеченным семьям населенного пункта Мармарита провинции Хомс доставлено две тонны гуманитарного груза, еще шесть тонн было передано в детский дом города Алеппо. Осуществлено очередное десантирование 17-тонного груза ООН в осажденный террористами ИГИЛ город Дейр эз-Зор.

Ведется проработка параметров гуманитарных пауз, в частности инициативы о 48-часовом прекращении огня в Алеппо, в том числе с участием специализированных агентств ООН. Но при этом мы твердо исходим из того, что гуманитарные затишья не должны использоваться боевиками для восполнения ресурсов и перегруппировок, как это бывало в прошлом. Надеемся, что спонсоры оппозиции смогут обеспечить ее договороспособность и приверженность условиям будущих договоренностей.

Продолжаем работу по межсирийскому примирению. По данным российского Центра в Хмеймиме количество населенных пунктов, присоединившихся к процессу примирения, увеличилось до 444. За минувшие сутки подписаны соглашения с представителями 5 населенных пунктов в провинциях Латакия и Хомс.

Количество вооруженных формирований, заявивших о своей приверженности выполнению условий Режима прекращения боевых действий (РПБД), осталось без изменений – 69. Это режим соблюдался в большинстве провинций Сирийской Арабской Республики. Однако его затверждению продолжают препятствовать группировки террористических организаций "Джабхат ан-Нусра" и ИГИЛ и те, кто взаимодействует с ними.

Г-жа Председатель,

Для нас по-прежнему очевидно, что кардинально поменять гуманитарную ситуацию в Сирии к лучшему невозможно без продолжения контртеррористической борьбы. Одной из ключевых задач является скорейшее размежевание между умеренной оппозицией и террористами из ИГИЛ и "Джабхат ан-Нусры". Американские коллеги обещали нам решить эту проблему еще в феврале, однако этого до сих пор не произошло. "Джабхат ан-Нусра" недавно сменила вывеску на "Джабхат Фатх Аш-Шам", но от этого ее сущность не изменилась. В этой связи мы крайне обеспокоены заявлениями представителей так называемого Высшего комитета по переговорам, приветствовавших этот шаг, что говорит о наличии связки между ними и террористами.

Совет Безопасности неоднократно принимал решения, согласно которым те, кто занимают сторону террористов или поддерживают их, сами являются террористами. Из этого нужно исходить.

Подчеркну, что фокусировка усилий на борьбе с терроризмом отнюдь не означает принижения важности оказания гуманитарного содействия, а тем более отказа от него.

Напомню, что вместе с сирийскими правительственными силами мы создали шесть коридоров для того, чтобы мирное население имело возможность при желании покинуть Восточное Алеппо.

Вместе с тем, чтобы достичь устойчивого решения гуманитарных проблем в Алеппо принципиальное значением имеет недопущение использования гуманитарных каналов для подпитки террористов боевиками, оружием и боеприпасами. К сожалению, мы сталкивались с этим в прошлом, когда во время длительных гумпауз экстремисты перегруппировывались и укрепляли свой арсенал.

В этой связи требуется, в частности, ужесточить контроль за прохождением грузов через турецко-сирийскую границу.

Тяжелое положение гражданского населения в Сирии – это результат многолетней войны, которую можно остановить только политическими средствами. Но насколько лучше положение мирного населения, скажем, в Йемене? Очевидно, что выпячивание одних трагедий и притушевывание других – сознательный курс ряда столиц.

Что реально сделано теми, кто громко печется о гуманитарной обстановке в Сирии для ее выправления? Мы не слышим от них отчетов о проделанной, ориентированной на конкретный результат работе с их стороны. Где давление на оппозиционеров с тем, чтобы те прекратили свои зверские методы ведения войны, подрывы, использование «адских машин», смертников? Где призывы к ним прекратить обстрелы, например Дамаска, и ввести гуманитарные паузы? Какая проделана работа с подопечными из «Ахрар Аш-Шам» для того, чтобы те наконец начали выполнять Стамбульское соглашение о четырех городах и допустили помощь в блокированные Фуа и Кафраю?

Разве кто-то потребовал от оппозиционеров прекратить препятствовать выходу гражданского населения из Восточного Алеппо по созданным по российской инициативе гуманитарным коридорам? Исламисты не выпускают желающих покинуть Алеппо, ведут прицельный огонь по коридорам. Вместо того, чтобы оказывать практическое влияние на боевиков, некоторые создают информационную завесу вокруг их террористической и криминальной активности.

Г-жа Председатель,

К сожалению, некоторые члены Совета порой ведут дискуссию некорректно или, прямо сказать, нечистоплотно. Тащат в Совет Безопасности любые провокационные инсинуации в отношении работы российских ВКС, а о своих не имеющих оправданий действиях умалчивают.

Так известно, что 19 июля в районе Мембиджа самолеты ведомой Соединёнными Штатами "коалиции" нанесли по городским кварталам более 90 авиаударов, в результате которых погибли десятки и пострадали сотни людей, включая женщин и детей. При этом вооруженные формирования т.н. "Сирийских демократических сил" фактически блокировали город и вели интенсивные боевые действия в жилых кварталах. Помощь мирному населению не оказывалась. Единственный случай выхода мирных жителей из Мембиджа 19 июля сопровождался инцидентом с нанесением авиационного удара по колонне беженцев, в результате которого пострадали около 200 человек. При этом каких-либо предупредительных шагов, позволяющих избежать гибели людей, со стороны «коалиции» не предпринималось.

В результате бомбардировки 28 июля авиацией «коалиции» населенного пункта Аль-Гандур погибли 28 человек, включая 7 детей, 100 человек получили ранения.

С тех пор мы уже второй раз обсуждаем гуманитарную ситуацию в Сирии. Однако ни слова об этих событиях от участников «коалиции» не услышали. Хотел бы призвать наших западных коллег – сбавьте свою риторику, почаще смотритесь в зеркало, разберитесь со своими действиями и действиями ваших подопечных. Тогда и трагедий в мире поубавится.

Г-жа Председатель,

В заключение. Необходимо продолжить прилагать усилия с тем, чтобы побудить стороны к мирному урегулированию на основе согласованных международных документов. Призываем всех, кто имеет влияние на оппозиционеров, убедить их сформулировать, наконец, такие переговорные позиции, которые позволили бы реально продвинуться к политическому урегулированию. Без него, как и эффективной борьбы с терроризмом, необходимое радикальное улучшение гуманитарной ситуации в Сирии невозможно.