Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Г.М.Гатилова на мероприятии высокого уровня по Сирии «на полях» общеполитической дискуссии 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

Г-жа Председатель,

Обстановка в Сирии претерпевает серьёзные изменения. Удалось радикально снизить уровень насилия, улучшить гуманитарную ситуацию и повысить эффективность борьбы с террористами. Территория, занимаемая ИГИЛ, сжимается. Ликвидирован опаснейший очаг под Дейр-эз-Зором. Российские Воздушно-Космические силы продолжают оказывать эффективную помощь сирийским войскам в ликвидации террористической угрозы.

Мы всегда подчеркивали, что урегулирование сирийского кризиса лежит исключительно в политико-дипломатической плоскости. Россией совместно с Ираном и Турцией при активном содействии Казахстана был инициирован Астанинский процесс, где наблюдателями выступают также США, Иордания и ООН. Созданы четыре зоны деэскалации – на юго-западе Сирии, в Восточной Гуте, на севере провинции Хомс и в провинции Идлиб.

Высоко оцениваем взаимодействие с американскими и иорданскими партнёрами, благодаря которому удалось стабилизировать обширный район на юго-западе Сирии. Отмечаем роль Египта, способствовавшего началу функционирования зон деэскалации в Восточной Гуте и на севере Хомса.

На состоявшейся 14‑15 сентября Международной встрече по Сирии в Астане оформление всех четырёх зон деэскалации было завершено. Создан трёхсторонний ирано-российско-турецкий координационный центр. Решаются вопросы размещения контрольно-пропускных и контрольно-наблюдательных пунктов, определён мандат развёртывания сил контроля деэскалации в целях предотвращения инцидентов между конфликтующими сторонами.

Процесс в Астане придал динамику межсирийскому диалогу под эгидой ООН.

Зоны деэскалации – временная мера. Они созданы на шесть месяцев с возможностью продления, если будет такая необходимость. При этом ни в коей мере не должно создаваться ощущение, что это прелюдия к последующему расчленению Сирии или её разделу на сферы влияния.

Свидетельством «добавочной стоимости» Астанинского формата является стремление ряда государств не только принять участие в его работе, но и внести вклад в нормализацию обстановки в стране, в том числе в гуманитарном плане.

Сегодня важно поддержать усилия в пользу формирования единой представительной делегации оппозиции, которая на общей конструктивной платформе могла бы вступить в Женеве в прямые переговоры с правительственной «командой». Поддерживаем соответствующие инициативы Саудовской Аравии.

Считаем необходимым обеспечение участия в диалоге с Правительством САР представителей курдов. Отстранение их от поиска путей урегулирования может заложить мину замедленного действия под будущее не только самой Сирии, но и всего региона.

Непреходящую ценность имеет работа Международной группы поддержки Сирии и её целевых групп. В ходе обсуждения новых возможных форм взаимодействия по Сирии во главу угла должна ставиться эффективность в достижении целей, поставленных резолюцией 2254 СБ ООН. Нужно настраиваться на развитие позитивных тенденций, двигаться вперёд.

При этом уверены, что в любой работе, затрагивающей интересы сирийского государства, должны принимать участие представители правительства САР, как это происходит в Астане и Женеве.

В нынешних условиях, когда в свои дома, в том числе в зонах деэскалации, возвращаются сотни тысяч людей, требуется форсированная гуманитарная помощь по линии ООН и другим каналам. Сюда входит и содействие в восстановлении школ, больниц, объектов жизнеобеспечения. Потребности Сирии в преддверии освобождения страны от засилья иностранных террористов огромны.

Остро стоит проблема гуманитарного разминирования. Российские военные делают всё возможное для того, чтобы помочь сирийцам в этом деле и, соответственно, не допустить новых жертв среди ни в чём не повинных людей. Необходимо, чтобы к этой работе активно подключилась ООН, другие страны, желающие оказывать помощь сирийскому народу.

Политизация вопроса оказания содействия и ссылки на необходимость дождаться завершения политического процесса неприемлемы, ведь речь идёт о судьбах сотен тысяч, если не миллионов сирийцев, живущих в крайне стеснённых условиях, усугубляемых действующими односторонними санкциями.

Благодарю за внимание.