Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова по мотивам голосования по проекту резолюции Совета Безопасности ООН в связи с инцидентом в Хан-Шейхуне (Сирия)

Спасибо, г-жа Председатель.

Российская Федерация только что голосовала против поставленного сегодня на голосование проекта резолюции в связи с химическим инцидентом в сирийском Хан-Шейхуне 4 апреля. Такой результат был предопределен, потому что мы последовательно выражали категорическое несогласие с ошибочной концепцией документа, которая не претерпевала по мере развития событий и консультаций ни малейших изменений. При этом полностью игнорировались и даже отметались под искусственными предлогами российские приоритеты и озабоченности. Главная проблема была в том, что проект резолюции «тройки» назначал виновных еще до проведения расследования, объективного и независимого. Подход, не совместимый со стандартами правосудия.

Вы о наших озабоченностях знали, но в очередной раз поставили свой односторонний, а потому обреченный, проект на голосование. Это что стало национальным спортом преднамеренно подрывать единство?

Удар по сирийской авиабазе, который к тому же был предпринят еще до проведения международного расследования, был нанесен в нарушение норм международного права и без санкции Совета Безопасности. Принятие проекта западной «тройки» фактически означало бы легитимизацию этого деяния, что с точки зрения международного права и здравого смысла, абсолютно неприемлемо.

Если наши партнеры считают необходимым принять более глубокую, «генерическую» резолюцию по «сирийской химии», то тогда надо начинать коллективную работу, всерьез согласовывать полноценный документ, в котором мы, естественно, будем закреплять наши оценки, подкрепленные многочисленными фактами применения химоружия террористами. Иными словами, надо действовать на основе взаимного учета интересов и озабоченностей.

Если же западные партнеры видели целью резолюции в реакции на конкретные события в Хан-Шейхуне, то тогда вместо одностороннего антисирийского уклона проект должен был быть нацелен на то, чтобы ОЗХО без промедления реализовала имеющийся у нее мандат на проведение беспристрастного расследования.

Именно в этом и состоит основное отличие между западным и российским проектами резолюции. У «тройки» про расследование говорится невнятно. По сути, лишь в ритуальном плане, с акцентом на то, что миссия ОЗХО по установлению фактов будет по своему усмотрению определять места, которые хотела бы посетить. И, кстати, еще большой вопрос: захочет ли она это сделать.

В российском документе содержится четкое поручение сделать это, причем таким образом, чтобы ни у кого не возникало сомнений в том, что при подготовке выводов были использованы все доступные источники и средства, а главное – состоялся выезд на место инцидента. Причем настаиваем на том, чтобы кадровый состав миссии должен быть подобран на широкой географической основе, результаты расследования должны пользоваться доверием.

У нас вызывает чрезвычайную озабоченность то обстоятельство, что за 8 дней с момента поступления сообщений о предполагаемом применении химоружия в Хан-Шейхуне не предпринято никаких реальных шагов для расследования этого инцидента по линии профильных международных структур. Миссия ОЗХО по установлению фактов настроена, как обычно, работать в дистанционном режиме, без выезда на место событий. Рассматриваем это как не добросовестную работу, а симуляцию активной деятельности, которая лишь дискредитирует ОЗХО. После произошедшего мы будем относиться более взыскательно к тому, что делает ОЗХО и миссия по установлению фактов.

Убеждены в необходимости полноценного и безотлагательного расследования. Возможности для этого не исчерпаны. В этих целях требуется срочный выезд международной команды высококвалифицированных специалистов в район Хан-Шейхуна и на подвергшуюся ракетным ударам авиабазу Шайрат. Задачу визита в Хан-Шейхун видим в установлении того, применялось ли там химическое оружие, и если да, то при каких обстоятельствах и кто может нести за это ответственность. Что же касается авиабазы Шайрат, то ее поседение необходимо, чтобы установить, находились ли там токсичные вещества, якобы использованные при бомбардировках Хан-Шейхуна.

Подчеркиваем: в соответствии с резолюциями СБ ООН, включая резолюцию 2118, все стороны в Сирии обязаны предоставлять международным инспекторам свободный и беспрепятственный доступ к местам предполагаемых инцидентов с использованием химического оружия. Дамаск, демонстрируя открытость и готовность к сотрудничеству к этому, свою позицию уже выразил. 11 апреля официально сирийские власти обратились к Гендиректору Техсекретариата ОЗХО А.Узюмджю с просьбой направить миссию для расследования в Хан-Шейхун и на авиабазу Шайрат. Надо воспользоваться этим предложением сирийских властей, а не как было раньше, когда испугались вести расследование в Хан аль Асале и Восточной Гуте, устроили для этого все возможные провокации, и чуть было некоторые постоянные члены СБ не начали обстрел сирийской территории. Слава Богу, разум возобладал.

Наряду с сирийскими властями Генкоординатор Высшего комитета по переговорам сирийской оппозиции Р.Хиджаб направил в ООН письмо с требованием инициировать расследование событий в Хан-Шейхуне и выразил готовность оказать содействие в его проведении, что, как мы понимаем, подразумевает предоставление безопасного доступа к месту предполагаемого инцидента. Таким образом, возникла неординарная ситуация, когда и официальный Дамаск, и оппозиция в один голос требуют проведения независимого расследования, а ОЗХО бездействует, непонятно, по каким причинам.

Если вести профессиональный разговор, то для осуществления расследования происшествия в Хан-Шейхуне компетентными международными органами, а здесь имеется в виду в первую очередь ОЗХО, новая резолюция Совета Безопасности не требуется. Об этом, в частности, говорил все эти дни постоянный представитель Великобритании. Только он вкладывал в эти слова другой смысл. Резолюция, оказывается, была нужна, чтобы предопределить результаты расследования.

Не забывайте, что наша страна стояла у истоков уникального беспрецедентного процесса химической демилитаризации Сирии, который, это признано международными авторитетными организациями, прошел успешно. Вот только не прошли антирежимные настроения в некоторых столицах – этим все вызвано. Складывается устойчивое ощущение, что на деле авторы не хотят работать со своими подопечными, которые ныне вольготно себя чувствуют в провинции Идлиб. Не хотят брать на себя ответственность и уговаривать их обеспечить международным специалистам свободный и безопасный доступ.

Еще раз повторю: вы боитесь непредвзятого расследования, которое может вскрыть отработанную систему манипуляций с химическим оружием. У нас есть все основания полагать, что за Хан-Шейхуном могут последовать и другие провокации экстремистов с отравляющими веществами. Вновь подчеркиваем, что коллективные усилия должны быть направлены сегодня на поддержание мирного урегулирования на площадках Астаны и Женевы, укрепление режима прекращения огня, совместную борьбу с терроризмом по единым стандартам. Одним из первых шагов к этому должен стать запуск объективного, беспристрастного, подлинно независимого расследования трагедии в Хан-Шейхуне, которое обязательно должно предполагать выезд на место инцидента. Дистанционным расследованиям нужно положить конец. Будем ждать конкретных результатов и решений на этот счет от запланированного на 13 апреля заседания Исполнительного совета ОЗХО.

Еще раз прошу в ваших выступлениях отныне Россию не оскорблять. Должны быть рамки приличия.

Спасибо большое.