Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Комментарий и ответы на вопросы российских СМИ заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова по итогам консультаций Совета Безопасности ООН по Сирии

В.К.Сафронков: Относительно работы над проектом резолюции Совета Безопасности в связи с химическим инцидентом в Хан-Шейхуне есть две концепции: одна американская, другая – российская. Российская не встречает понимания у наших западных партнеров. Просто наш проект резолюции составлен профессионально, его «нечем крыть». Мы требуем быстрой отправки Миссии по расследованию, мы говорим, что состав этой Миссии должен быть географически сбалансирован, подобран на широкой географической основе в точном соответствии с ооновскими стандартами. Это не принимается. Наши западные партнеры хотят отдать все на откуп Миссии по установлению фактов. Нас это абсолютно не удовлетворяет.

В этой Миссии командует одна группа государств. Миссия не работает. В основном, она черпает информацию из источников в рамках так называемого «дистанционного расследования»: Интернет, сообщения НПО, в том числе известных «белых касок», которые помогали террористам в восточном Алеппо. Об этом сейчас всем известно, между прочим, на эту тему появляется даже информация в западных СМИ.

Консультации оставили гнетущее впечатление. Особенно выступление постпреда США, скажу об этом прямо. Вчера на заседании Совета Безопасности, когда мы обсуждали произошедшее, и сегодня на консультациях в адрес России доносились нелицеприятные высказывания о том, что мы покрываем режим. На это пришлось сказать, что мы не покрываем режим, а что мы находимся в стране по приглашению законного правительства и ведем там антитеррористическую операцию. Поэтому если есть национальная точка зрения, она должна оставаться в национальных рамках, а не преподноситься как истина в абсолютной инстанции.

Мы исходим из того, что не должно быть никаких необоснованных обвинений: вначале – расследование, потом – заключение. Объективное расследование, беспристрастное. Нам на это говорят, что мы уже все решили, что американское разведсообщество установило, что это сирийские вооруженные силы обстреляли Хан-Шейхун орудием, ракетами с химической «начинкой». Но если у вас есть такая разведывательная информация, поделитесь с нами, и наши специалисты рассмотрят. Специалистам не нужно много говорить, делать заявления. Они все видят по технической информации, это прочитывается очень оперативно.

Мы, конечно, рассмотрим подобную развединформацию, но мы не забываем, что 5 апреля 2003 года, готовя почву для войны в Ираке, генерал Пауэлл, тогда в должности государственного секретаря США, размахивал пробиркой с сибирской язвой, говоря, разумеется, и о других видах оружия массового уничтожения, которого в Ираке так никогда и не нашли. Поэтому, разумеется, к национальным данным нужно относиться весьма критически. Вообще пытаться построить выработку международных решений только по принципу «делайте так, как я», конечно, не получается. Это многосторонняя дипломатия и выработка согласованных решений. В основе решений должен быть критерий взаимного учета интересов и озабоченностей.

В течение вчерашнего и сегодняшнего дней американцы и западная «тройка» говорили о том, что мы поставим проект резолюции на голосование сегодня. Говорили о том, что это будет неизбежно. Сейчас объявили, что сегодня проект резолюции на голосование они не ставят. Пока у них нет ясности относительно дальнейшей работы. В любом случае пауза правильная, она даст возможность провести дополнительные консультации в столицах и, может быть, выйти на согласованное решение.

Для вас, журналистов, и для нас, работников дипломатического фронта, не секрет, что все эти обсуждения в ООН и Совете Безопасности протекают на фоне настоящей информационной шумихи по подготовке военной операции. Мы приняли сигнал о том, что такая военная операция готовится. Более того, удивляет больше всего, что никто не задается вопросом о возможных последствиях. Поэтому мы сейчас на консультациях прямо сказали, что авторам подобного рода планов нужно основательно задуматься, посмотреть, к чему привели военные акции в Ираке, в Ливии, в других странах. Мы предупредили, что все возможные последствия будут лежать на совести тех, кто задумывает подобного рода проекты.

Вопрос: Какое отношение к третьему проекту?

Ответ: Да, разработанный «десяткой» непостоянных членов СБ компромиссный текст потребует тщательного изучения в столице, поэтому эта пауза помогает нам уточнить наши позиции.

Вопрос: Когда?

Ответ: Ясности нет. Наши озабоченности и приоритеты до авторов западного проекта доведены. Почему они отвергают наш текст, вызывает очень серьезные вопросы. Они пытаются через свой проект получить доступ по всей территории Сирии. Это непонятно, потому что расследование нужно вести на месте преступления. Без выезда на место преступления истину установить, конечно, не удастся. Представьте, если кто-то придет в Верховный суд США или в какую-то другую западную юридическую инстанцию и скажет: «Я обвиняемый, я не был на месте преступления». Вы представляете абсурдность этой постановки вопроса? Об этом и идет речь.

Кстати говоря, сегодня тоже в очередной раз прозвучало в наш адрес, что мы применили семь вето по Сирии. Ну, конечно, применили. Мы не стесняемся этого. Почему? Потому что, когда в СБ ведут проект резолюции с тем, чтобы придать законность своим национальным геополитическим планам, такие решения мы не пропустим. Это неизбежно. Об этом мы сказали, что свои позиции вырабатываем на основе взаимного учета интересов. Тем более что о стабильности на Ближнем Востоке нужно серьезно задуматься. А для этого нужно реализовать идею создания широкой антитеррористической коалиции и, вообще, сесть в СБ, и наш Министр предлагал это два года назад, провести честный обзор существующих в регионе проблем и идентифицировать общие сферы интересов.