Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по ситуации в Йемене

 

Благодарим Спецпосланника Генсекретаря И.Ахмеда, гуманитарного координатора ООН С.О’Брайена и регионального директора Всемирной продовольственной программы М.Хади за выступления.

Вызывает удивление, что происходящее в Йемене не производит такого ажиотажа в СМИ, да и в Совете Безопасности, как сирийская проблематика. Ведь гуманитарная ситуация в этой стране по своим масштабам по ряду параметров хуже, чем в Сирии, ее можно квалифицировать лишь как катастрофическую. Четыре пятых из 26 миллионного йеменского населения нуждаются в срочном гуманитарном содействии. В стране более 3 млн. ВПЛ, порядка 14 млн. человек испытывают проблемы с питанием. Необходимая для нормальной жизни медицинская, образовательная и другая инфраструктура страны лежит в руинах.

В результате установленной под предлогом предотвращения нарушений оружейного эмбарго наземной, морской и воздушной блокады Йемена страдает в первую очередь мирное население, ощущается острая нехватка продовольствия, медикаментов и других товаров первой необходимости.

Не хотелось бы спекулировать на теме потерь среди гражданских лиц, в том числе от авиаударов. Однако невозможно не сказать о циничных двойных стандартах, с которыми мы сталкиваемся. Известно, например, что Великобритания, является одним из крупнейших поставщиков различных вооружений в регион, которые потом используются против йеменцев. 

С марта 2015 года, как пишут «Гардиан» и «Индепендент», Лондоном было продано в регион вооружений на сумму более 3 млрд. фунтов, то есть порядка 5 млрд. долл. Неправда ли неплохие деньги, нажитые на войне? От этих вооружений гибнут и гражданские лица.

При этом возникает вопрос, как страна, явно имеющая материальный интерес в продолжении вооруженного конфликта, может курировать йеменское досье в СБ?

Возьмем, к примеру, последний проект заявления СБ для прессы, подготовленный так называемым "пенхолдером". Он был не только максимально обобщенным, но и откровенно слабым. В нем осуждался некий авиаудар, который «по сообщениям», был нанесен по похоронной процессии в Сане 8 октября. Не называлось, кто нанес удар, хотя коалиция уже признала свою ответственность. Не было призыва к расследованию и наказанию виновных. Мы не смогли поддержать этот проект заявления, посчитав, что перед лицом совершенного злодеяния этот беззубый текст будет оскорбительным для йеменцев. 

Затем делегацией Великобритании была анонсирована резолюция по Йемену, которая пока так и не увидела свет. Интересно, будет ли там положение, устанавливающее бесполетную зону над Саной, которая и до трагедии с похоронной процессией не раз подвергалась неизбирательным авиаударам? 

Считаем, что настало время пересмотреть "пенхолдерство" по Йемену. К вхождению в состав Совета сейчас готовятся новые члены, которые, как нам кажется, могли бы взять на себя ответственное и объективное курирование йеменской тематики в СБ.

Возвращаясь к ситуации в стране. Несмотря на объявленное Спецпосланником возобновление режима прекращения огня, его нарушения фиксируются с обеих сторон. Причем первые последовали спустя всего несколько часов после заявления И.Ахмеда.

По-прежнему надеемся увидеть подготовленную спецпосланником "дорожную карту" урегулирования в Йемене. Мы много о ней слышали, но с учетом того, что на бумаге, как мы понимаем, она не существует, оценить ее адекватно не представляется возможным. 

Полагаем, что она должна подразумевать одновременное продвижение по политическому и военному трекам, включая создание правительства национального единства с участием хуситов. Важно, чтобы стороны вернулись за стол переговоров и обсудили все детали плана урегулирования.

Ведь, как говорится, "дьявол кроется в деталях". В случае если обе стороны выразят принципиальное согласие с предложенным подходом – а сейчас проходит информация о том, что одна из сторон, а именно Президент А.Хади, уже отвергла план - останется немало сопутствующих вопросов, требующих тщательной проработки и досогласования. В частности, в "дорожной карте", как мы понимаем, ничего не говорится о выводе войск коалиции из Йемена и прекращении авиаударов по территории страны. А без этого выполнение любого рода договоренностей выглядит более чем проблематичным.

Со своей стороны поддержим любые договоренности, которые будут носить консенсусный характер и устраивать все политические силы Йемена. Активно работаем со всеми сторонами конфликта. Главная задача сейчас – добиться устойчивого режима прекращения огня. Это необходимо как с гуманитарной и антитеррористической точек зрения, так и для укрепления доверия между сторонами в целях выхода на заключение всеобъемлющего соглашения по урегулированию конфликта.

К сожалению, в безусловном выигрыше от йеменского конфликта по-прежнему оказываются ИГИЛ, "Аль-Каида на Аравийском полуострове" и другие террористические и экстремистские группировки, контролирующие целые районы на юге и востоке страны. Основываясь на сирийском опыте, знаем, что бороться с боевиками нужно сейчас, не откладывая это дело на потом. Чем раньше все йеменские политические силы объединят свои усилия по противодействию террористической угрозе, тем меньше будет у радикальных исламистов шансов удержать занятые ими позиции.