Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на брифинге Совета Безопасности ООН «Поддержание международного мира и безопасности: превентивная дипломатия и трансграничные водные ресурсы»

Г-н Президент,

Рады приветствовать Вас в кресле Председателя Совета Безопасности. Признательны Генеральному Секретарю за его брифинг.

В последнее время водная проблематика звучит в Совете Безопасности с завидной регулярностью.

Согласны, что вопросы доступа к водным ресурсам, их рационального использования, восстановления и обеспечения сохранности играют важную роль в силу непреходящего значения воды для жизни, хозяйственной деятельности человека и поддержания баланса экосистем.

Как представляется, дискуссии по этим вопросам были ценны и подкрепили осознание того, что настало время перейти от слов к делу, к конкретным мерам, которые позволят снять обеспокоенность международного сообщества по поводу воды. И здесь, как нам кажется, уместно обратиться к многолетним наработкам профильных органов в рамках системы ООН и за её пределами, которые на ежедневной основе с опорой на статистические и аналитические данные и опыт практического взаимодействия со странами-членами осуществляют адресные (с учетом конкретных политических, географических и других факторов) стратегии в области водных ресурсов.

Многие решения лежат на поверхности. Это повышение уровня социально-экономического и научно-технического развития стран, увеличение их потенциала в области управления водными ресурсами, оказание финансовой и технической помощи с учетом конкретных потребностей и стратегий развития. Все эти меры, в том числе и применительно к водопользованию, названы в качестве основных средств осуществления в Повестке дня устойчивого развития до 2030 года и Аддис-Абебской программе действий по финансированию развития. Именно они открывают дополнительные возможности для дальнейшего сотрудничества между государствами по теме водных ресурсов на основе баланса трех измерений устойчивого развития.

Десятилетие действий «Вода для устойчивого развития», провозглашение которого поддержали свыше сотни государств, включая и Россию, может и должно стать площадкой и одновременно катализатором для претворения всех этих мер в жизнь.

Важным подспорьем в вопросах управления водными ресурсами являются региональные и международные нормативно-правовые акты и механизмы, такие как Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, Комиссия бассейна оз.Чад, Комиссия по реке Меконг и другие.

Основная проблема, по нашему мнению, заключается в том, что потенциал уже имеющихся специализированных площадок и механизмов неоправданно недооценивается и не используется в полную силу. Вместо того чтобы нацеливать страны на поиск взаимоприемлемых решений в рамках профильных организаций, учащаются попытки поставить трансграничные водные ресурсы в контекст обсуждения вопросов мира и безопасности, что в итоге может привести к их регулированию по принципу «сверху вниз», а также в ущерб интересам затрагиваемых стран. В этой связи хотели бы также напомнить, что вода, как и прочие природные ресурсы, является предметом национального суверенитета.

Теперь о возможностях использования превентивной дипломатии применительно к водным ресурсам.

Действительно, за десятилетия своего существования превентивная дипломатия хорошо зарекомендовала себя в качестве инструмента для снижения напряженности, обусловленной конкретными причинами, и придания альтернативного (мирного) вектора развитию ситуации. Главной особенностью превентивной дипломатии, которая и обеспечила её востребованность, является её применение исключительно по просьбе заинтересованного государства в соответствии с его национальными стратегиями. Это исключает автоматическое применение данного механизма и, одновременно, служит гарантией соблюдения суверенитета стран, а также уважения их первоочередного права на предотвращение конфликтов и преодоление их последствий. В этой связи попытки любого диктата под предлогом оказания «превентивного содействия» могут дикредитировать саму идею превентивной дипломатии и привести к росту недоверия к ней со стороны стран, находящихся в шаге от вооруженного конфликта.

Благодарю за внимание.