Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на брифинге Председателя Комитета 1540 в Совете Безопасности ООН

Г-н Председатель,

Признательны Постоянному представителю Боливии г-ну Саше Ллорентио Солису за его брифинг по работе Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1540 (2004). Хотели бы поблагодарить посла Боливии и всю его команду за успешное руководство этим вспомогательным органом Совета, их гибкость и умение инкорпорировать различные точки зрения в связи подготовкой документов Комитета.

Борьба с распространением ОМУ – один из военно-политических приоритетов России. Как и по любым другим острым вопросам, здесь требуются совместные скоординированные усилия. Мы заинтересованы в нахождении общих позиций с нашими партнерами в целях скорейшего продвижения нераспространенческой повестки дня, тем более что проблемы в этой сфере стали обостряться. Резолюция СБ 1540 занимает особое место в архитектуре глобального нераспространения. Она нацелена на создание прочного правового и правоприменительного заслона в целях предотвращения попадания ОМУ в руки негосударственных субъектов, включая террористов.

Г-н Председатель,

Главный итог завершившегося в 2016 году Всеобъемлющего обзора - это подтверждение актуальности всех установок, сформулированных Советом Безопасности в резолюции 1540, превентивного характера данной резолюции и заложенной в ней идеологии сотрудничества. Ещё один важный вывод – необходимость сохранения позитивной динамики осуществления резолюции 1540 и всеобщего настроя на длительную, кропотливую, а главное - совместную работу с учетом долгосрочного характера данного процесса.

Институциональная база резолюции соответствует поставленным задачам, особенно после принятия резолюции СБ 2325. Убеждены: к оценке функционирования этого вспомогательного органа Совета или Группы экспертов следует подходить осторожно и сдержанно. Создание дополнительных бюрократических структур вокруг тематики 1540, ограничение продолжительности контрактов экспертов или искусственное продвижение радикальных, но не проработанных предложений могут привести к созданию дополнительных препятствий, а не повышению эффективности в работе Комитета. Таким образом, следует руководствоваться принципом "не навреди".

В свете продолжающейся террористической активности в Сирии и Ираке со стороны ИГИЛ и других террористических группировок, которые освоили технологии производства химоружия и активно его применяют значимость коллективной работы по предотвращению этого ужасающего феномена только повышается. Причем действовать следует оперативно. Сообщения о получении негосударственными субъектами доступа к химоружию требуют оперативного реагирования Совета Безопасности и тщательного расследования. Этим может и должен заниматься Совместный механизм расследования.

Г-н Председатель,

Если затрагивать вопрос 90-дневных брифингов Председателя Комитета в адрес Совета, то полагаем, что в них должна содержаться информация о статусе выполнения государствами резолюции 1540, проведения заседаний тематических рабочих групп, обновления матриц, взаимодействия с национальными контактными пунктами, обновления списка доноров и получателей помощи. Также необходимо демонстрировать учет специфики государств при выполнении положений резолюции и подготовке отчетности.

Со своей стороны заинтересованы в укреплении режима нераспространения ОМУ, в том числе в контексте выполнения резолюции 1540. Готовы к конструктивному взаимодействию с новым председательством Комитета и нашими партнерами. Полностью поддерживаем программу совместной работы в сфере нераспространения только что изложенную постпредством Китайской Народной Республики.