Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по теме «Преодоление воздействия связанных с климатом бедствий на международный мир и безопасность»

Уважаемый г-н Председатель, г-н Министр,

Мы благодарим всех бриферов сегодняшнего заседания.

Позиция Российской Федерации в отношении «секьюритизации» темы изменения климата хорошо известна: считаем излишним и даже контрпродуктивным рассматривать климатическую проблематику в Совете Безопасности ООН, уставная задача которого – оперативно реагировать на острые угрозы международному миру и безопасности.

Исходим из того, что подобная практика размывает действующую схему «разделения труда» в рамках ООН. Да, климат меняется, но изменение климата не является «универсальным вызовом» в контексте международной безопасности и в этой связи должно рассматриваться применительно к каждой конкретной ситуации. Что собственно и подтвердил брифинг заместителя Генерального Секретаря Розмари ДиКарло. В некоторых ситуациях, как отметила Ким Штайнер, климатические изменения могут быть дополнительным фактором риска в отдельных странах и регионах, но обобщенное ассоциирование климатической темы с миром может привести к ошибочному допущению, что проблемы окружающей среды неизбежно и естественным образом приводят к конфликтам.

Кроме того, если, к примеру, взять упомянутый в концептуальной записке регион Сахеля, то вряд ли стоит смещать акцент на климат и засухи, оттесняя реальные первопричины конфликтов на второй план. А среди них – волюнтаристские действия ряда стран, приведшие к смене режима в Ливии, ужасные последствия ракетно-бомбовых ударов НАТО, в том числе по объектам нефтяной инфраструктуры страны.

Сегодня – уже в другом регионе – мы вновь видим демонстрацию того, как извне провоцируется обострение внутриполитических кризисов с определенными далеко идущими целями, видим попирание норм международного права – вот над чем должен работать СБ ООН.

Возвращаясь к климату, отмечу: никто не отрицает, что вызовы в этой сфере требуют комплексных подходов. Все возможности для их выработки в полном объеме предоставляют действующие профильные площадки в рамках системы ООН, где ведется конкретная, в том числе экспертная, а не декларативная работа на этом направлении.

Г-н Председатель,

Российская Федерация неизменно выступает за наращивание международного сотрудничества в деле уменьшения опасности бедствий и укрепления устойчивости к ним. Поддерживаем центральную роль ООН на этом направлении. Считаем, что залогом эффективности будет профессиональный, основанный на глубокой экспертизе и соответствующих знаниях диалог, в первую очередь, в рамках Глобальной платформы по уменьшению опасности бедствий.

Исходим из того, что Сендайская рамочная программа действий, утвержденная в ходе 3-й Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий и одобренная резолюцией 69/283 Генеральной Ассамблеи ООН, является основным механизмом обмена опытом и наилучшими практиками в целях укрепления глобальной архитектуры международного сотрудничества в области уменьшения опасности бедствий.

Важным представляется развитие сотрудничества на региональном уровне с задействованием потенциала региональных экономических комиссий ООН. В результате принятых ЭСКАТО решений по применению космических технологий в интересах устойчивого развития, регион АТР стал первым, где в рамках региональной комиссии ООН тематика уменьшения опасности бедствий получила высокотехнологичное практическое развитие, заинтересованность вуглублении которого весьма высока.

Г-н Председатель,

Призываем обратить особое внимание на оказание технического содействия и укрепление потенциала развивающихся стран, наиболее уязвимых перед стихийными бедствиями вследствие комплексного характера вызовов в социально-экономической сфере.

Российская Федерация оказывает содействие малым островным развивающимся государствам Южной части Тихого океана в деле повышения устойчивости к бедствиям по линии ПРООН, других оперативных программ, фондов и спецучреждений ООН, а также Международной организации гражданской обороны.

Реализуются проекты технического содействия по укреплению систем предупреждения и реагирования на стихийные бедствия для государств Содружества Независимых Государств, ликвидации последствий стихийных бедствий в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, Африки, Азии, Ближнего Востока.

Важно, чтобы все государства, имеющие необходимые возможности, оказывали всесторонне содействие нуждающимся странам в деле укрепления комплексного потенциала по уменьшению опасности бедствий.

Г-н Председатель,

Что касается непосредственно проблематики изменения климата, наиболее актуальной задачей мирового сообщества на этом направлении считаем полноформатную имплементацию правил реализации Парижского соглашения – всеобъемлющего документа, одобренного в ходе 24-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Необходимо сосредоточиться на конкретных мерах, принимаемых на глобальном и национальном уровнях, которые реально способствуют предотвращению роста температуры, снижению опасности повышения частоты и разрушительности стихийных бедствий и их митигаций, смягчению отрицательных социально-экономических последствий для наиболее уязвимых стран и регионов.

Климатические риски необходимо принимать во внимание, но не генерически, а контексте обсуждения конкретных ситуаций на повестке дня Совета Безопасности – и это в том случае, если они существует и являются реальными.

Благодарю Вас.