Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя России при ООН Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по Центральной Африке

Господин Председатель,

Признательны Спецпредставителю Генсекретаря Франсуа Лонсени Фаллю и г-же Рине Гелани за предоставленную информацию о положении дел в центральноафриканском субрегионе.

Убеждены, что в основе эффективного предотвращения кризисных явлений и урегулирования конфликтов в Африке лежит подход, сочетающий ведущую роль самих африканцев и поддержку их усилий со стороны международного сообщества. Приветствуем в этой связи усилия стран Центральной Африки по противодействию стоящим перед ними вызовам и угрозам, включая совместные программы и мероприятия по борьбе с «Боко Харам» и обеспечению морской безопасности.

Безусловно, эти усилия нуждаются в дополнительной международной поддержке. Отмечаем в этом контексте деятельность Отделения ООН для Центральной Африки по укреплению мира и стабильности в регионе и «добрые услуги» лично спецпредставителя Генсекретаря Франсуа Фалля. Важно продолжать наращивать взаимодействие с регионалами, включая ЭСГЦА.

Разделяем заложенные в доклад А.Гутерреша оценки о том, что Центральная Африка сталкивается с многочисленными вызовами, как в области безопасности, так и в политической и экономической сферах. Деятельность террористической группировки «Боко Харам» остается одним из главных вызовов миру и стабильности в регионе, а также влечет тяжелые гуманитарные последствия, в частности, в регионе бассейна озера Чад. Нельзя в этом контексте упускать из виду, что дестабилизация в регионе приобрела катастрофические масштабы после обрушения государственности в соседней Ливии. Далекая от нормализации ситуация в Ливии продолжает негативно сказываться на региональной обстановке.

Приветствуем усилия самих африканцев по купированию террористической угрозы. Надеемся, что Совместные силы сахельской «пятерки» смогут внести весомый вклад в стабилизацию обстановки в области безопасности в субрегионе.

Г-н Председатель,

Не может не вызывать беспокойство ситуация в ЦАР. Вооруженные группировки ведут кровопролитные боестолкновения за ресурсы и территорию. Поддерживаем усилия Президента Ф.-А.Туадеры, направленные на ведение инклюзивного политического диалога, скорейшее реформирование сектора безопасности и повышение потенциала вооруженных сил. Со своей стороны продолжим плотное сопровождение начавшегося в этой стране процесса национального примирения, действуя в координации с властями в Банги, Афросоюзом, руководством Республики Судан, а также другими игроками, вовлеченными в поиски путей нормализации ситуации в этом государстве.

Среди других факторов нестабильности в центральноафриканском регионе – пиратство в Гвинейском заливе. А принимая во внимание непрекращающиеся нападения на суда у берегов Сомали, вырисовывается опасная тенденция. Нельзя забывать о необходимости комплексного подхода к борьбе с пиратством. Рассчитываем, что поддержанные международным сообществом общерегиональные усилия позволят решить проблему с пиратством в таком важном с экономической точки зрения Гвинейском заливе.

Отмечаем, что в последние годы существенно снизился деструктивный потенциал «Господней армии сопротивления». Ее численность сократилась, а активность ограничивается малонаселенными районами ЦАР и ДРК. Считаем, что  деятельность группировки больше нельзя рассматривать в качестве существенной угрозы миру и безопасности в регионе.

Г-н Председатель,

Хотелось бы  вслед за коллегами пару слов сказать о Камеруне. Внимательно отслеживаем развитие ситуации в этой стране. Поступающие данные тревожны, но пока крайне противоречивы. На их основе нельзя принимать какие-либо поспешные и далеко идущие решения.  Понимаем обеспокоенность наших британских и американских коллег в связи с информацией о нарушении прав англоязычного населения. Не могу удержаться от выражения надежды на то, что Лондон и Вашингтон будут столь же принципиальны и в ситуации ущемления прав русскоязычного населения, которая разворачивается под самым носом у наших коллег в государствах Прибалтики и на Украине.   

В случае же с Камеруном важно не перейти грань между превенцией и вмешательством во внутренние дела. Ряд наших коллег судя по всему подошли к этому весьма близко. Пока у нас есть все основания полагать, что Камерун способен справиться с этой непростой проблемой самостоятельно. Готовы оказать в этом помощь, но только в случае, если наши камерунские партнеры сочтут это необходимым. На данном же этапе призываем все камерунские стороны отказаться от насилия и сосредоточиться на субстантивном национальном диалоге.

В заключение хотели бы отметить, что те вызовы и угрозы, с которыми сталкивается регион Центральной Африки сегодня, тесно переплетены и взаимосвязаны, а сами государства – крайне взаимозависимы. Дестабилизация ситуации в одной стране способна всколыхнуть весь субрегион, обрушив безопасность у соседей. Поэтому крайне важно держать руку на пульсе развития событий, чему, как мы видим, и способствует деятельность Отделения ООН для Центральной Африки.

Благодарю за внимание.