Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании Совета Безопасности ООН по Боснии и Герцеговине

5 мая 2016 года


Г-н Председатель,

Приветствуем Высокого представителя в Боснии и Герцеговине г-на В.Инцко. Внимательно ознакомились с его докладом и сегодняшним выступлением. Скажем прямо: высказанные оценки не способствуют национальному примирению в этой многонациональной стране. Досадно. Поскольку именно национальное примирение и взаимоуважительные отношения приобретаю ключевое значение для БиГ, которая продолжает сталкиваться с серьезными вызовами.  

Вынуждены вновь констатировать, что представленный им доклад далек от объективности и сбалансированности. В этом документе лишь констатируется наличие в боснийском сообщества проблем без попыток вникнуть в их объективные причины. Рассчитываем, что в будущем Высокий представитель станет в большей степени фокусироваться на оценках реализации своего мандата и деятельности вверенной ему структуры в отчетный период, будет ограничиваться сугубо Дейтонской проблематикой, учитывать и с уважением относиться к мнениям всех народов этой страны.

По этой причине считаем неуместными сентенции Высокого представителя насчет поддержки им действий ряда профильных органов БиГ по выполнению критериев, необходимых для запуска для страны Плана действий для членства в НАТО. Продвигая натовскую тему, г-н Инцко действует вразрез со своей базовой задачей, состоящей в поиске объединительных для БиГ факторов, выступает на стороне лишь части общества. Как известно, в стране есть и другое мнение - далеко не в пользу НАТО.

Полагаем, что тематика перераспределения оборонной недвижимости должна рассматриваться исключительно как одно из условий свертывания Аппарата Высокого представителя - непредвзято и неотрывно от более широкой проблемы гражданской госсобственности. Следует не на словах, а на деле способствовать активизации внутрибоснийского диалога по этому последнему из открытых пунктов плана «5 плюс 2», не оставлять за скобками политические договоренности на сей счет между лидерами всех ведущих партий страны, достигнутые в 2012 г.

Это же касается и евроинтеграционных вопросов, которым в докладе уделяется явно завышенное внимание. Складывается впечатление, будто Высокий представитель до сих пор совмещает свой пост с должностью Спецпредставителя ЕС, хотя соответствующие решения о разделении мандатов вступили в силу еще в 2011 г.

Многими упоминалась проблема Мостара. Такое ощущение, будто все забыли, что вмешательство одного из предшественников
г-на Инцко завело в тупик формирование там многоэтнического общества.

Г-н Председатель,

Важно, что в докладе упоминается о нависающей над БиГ угрозе исламистского экстремизма. Убеждены, что эта серьезнейшая проблема должна впредь являться одним из ключевых пунктов докладов Высокого представителя, задача которого - всемерно поощрять усилия компетентных органов БиГ и энтитетов по противодействию терроризму, их сотрудничество с партнерскими ведомствами соседних стран и международными структурами. Проблема терроризма - еще один важный аргумент в пользу объединительной повестки дня. Необходимо сосредоточиться на поощрении межведомственной координации в контртеррористическйой сфере.

Вместо этого Высокий представитель продолжает фокусироваться на мнимых вызовах Дейтону, необоснованно перекладывать на боснийских сербов едва ли не единоличную ответственность за все пробуксовки в стабилизационном процессе. Аналогичным образом выстроены даже характеристики недавних вердиктов МТБЮ по Р.Караджичу и В.Шешелю. Полагаем, что г-ну Инцко желательно дистанцироваться от особенностей личного восприятия ситуации, что, безусловно, помогло бы членам СБ ООН составить объективное представление о происходящих в БиГ процессах. В этой связи по традиции призываем коллег ознакомиться с очередным отчетом правительства Республики Сербской по выполнению Дейтона, содержащим значительный массив полезной информации и конструктивные соображения по продвижению боснийского урегулирования.

Хотели бы особо акцентировать нежелательность какого бы то ни было вмешательства Высокого представителя в обсуждение острой темы реформирования конституционного суда БиГ. Содержащиеся в докладе попытки г-на Инцко защищать нынешнее положение вещей, при котором в этом ключевом органе решающее слово остается за судьями-иностранцами, контрпродуктивны. Важно, чтобы боснийские стороны смогли сами, без внешнего давления и угроз, договориться о новых параметрах членства в Конституционном Суде. Это, наряду с достижением договоренностей по уточнению модальностей функционирования суда и прокуратуры БиГ, существенно поспособствовало бы преодолению очевидного кризиса доверия к общебоснийскому правосудию.

Что касается позитивных моментов, то полагаем целесообразным отметить обоюдные шаги руководства Сербии и БиГ по налаживанию межгосударственного сотрудничества, включая состоявшиеся в ноябре 2015 г. первое совместное заседание правительства Сербии и совета министров БиГ, а также поездку председателя правительства Сербии А.Вучича на инвестиционный форум в Сребренице.

Г-н Председатель,

Последовательно выступаем за дальнейшее сокращение бюджета и персонала аппарата Высокого представителя. Исходим из того, что полностью себя оправдывающий курс на передачу ответственности за обстановку в БиГ самим боснийцам должен и далее находить адекватное отражение в методах деятельности международных присутствий. В нынешних условиях считаем недопустимым использование Высоким представителем чрезвычайных «боннских полномочий», не видим альтернативы свободному от давления извне внутрибоснийскому диалогу. Создание условий для его продвижения, поиска боснийскими сторонами взаимоприемлемых вариантов реформ на основе дейтонских принципов - приоритетная задача международного сообщества. Консолидация БиГ, обеспечение функциональности ее центральных структур будут успешными только в том случае, если они станут следствием консенсуса всех трех государствообразующих народов.

Благодарю Вас.