Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по тематике террористических угроз для гражданской авиации

Г-н Председатель,

Актуальность сегодняшней темы не вызывает сомнений. Гражданская авиация была и остается одной из самых привлекательных мишеней для террористов. Прежде всего, мы хотели бы вновь выразить соболезнования родным и близким всех, кто потерял жизнь в результате трагедий на авиатранспорте.

Благодарим Генерального секретаря ИКАО г-жу Фан Лю за подробный брифинг о роли и усилиях Организации в сфере авиабезопасности.

Г-н Председатель,

Российская делегация активно участвовала в разработке принятой сегодня резолюции Совета, призванной придать дополнительный импульс усилиям государств в деле осуществления стандартов ИКАО, контртеррористических конвенций, а также соответствующих решений СБ ООН.

С учетом специфики темы авиационной безопасности международному сообществу следует ориентироваться в этих вопросах прежде всего на наработки профильной международной организации – ИКАО.

В ближайшие дни в Монреале состоится ее Ассамблея, которая, как ожидается, примет ряд важных решений, связанных с авиационной безопасностью и террористическими угрозами. Так, будет представлен доклад о ходе реализации всеобъемлющей стратегии ИКАО в сфере обеспечения авиационной безопасности, рассмотрен вопрос о разработке к 2018 году плана в области глобальной авиационной безопасности.

Мы удовлетворены тем, что авторы резолюции учли наши предложения, направленные на то, чтобы, не ставя под сомнение мандат ИКАО, четко вписать новую инициативу СБ в контекст усилий, осуществляемых по линии этой организации,  принимаемых там решений и разрабатываемых перспективных направлений деятельности.

Террористические угрозы в отношении гражданской авиации эволюционируют. Преступники находятся в постоянном поиске новых способов обхода систем безопасности, в том числе в аэропортах, задействуют современные технологии. В этой связи важно последовательно укреплять возможности своевременного реагирования на новые вызовы, в частности связанные с кибербезопасностью, безопасностью неконтролируемых зон, дистанционно пилотируемыми авиационными системами, самодельными взрывными устройствами.

Одна из ключевых целей сегодняшнего решения СБ – призвать государства к повсеместному и эффективному применению существующих стандартов и рекомендаций в области авиационной безопасности. Перед нами стоит задача в конечном счете совместными усилиями добиться целостной и устойчивой системы защиты международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Г-н Председатель,

Приветствуем продуктивное сотрудничество контртеррористических структур Совета Безопасности с ИКАО. Г-жа Фан Лю в июне этого года уже брифинговала Контртеррористический комитет (КТК). Налажено взаимодействие и с Мониторинговой группой антиалькаидовского санкционного комитета. Отмечаем регулярное направление ИКАО в ООН информации об усилиях в борьбе с терроризмом, которая включается в соответствующие доклады Генерального секретаря.

Принятая резолюция призвана укрепить сотрудничество СБ ООН с ИКАО, в первую очередь по линии КТК, направленное на выявление пробелов в авиабезопасности государств. Призываем Комитет и Целевую группу по реализации Глобальной контртеррористической стратегии использовать этот анализ для совершенствования программ технического содействия государствам. Ожидаем проведения в 2017 году специального заседания КТК по вопросам террористических угроз для гражданской авиации.

Г-н Председатель,

Наша страна и впредь будет принимать самые решительные меры по противодействию террористической угрозе. Это в полной мере относится и к угрозам для гражданской авиации. В то же время победить это зло возможно только единым фронтом. Убеждены, что борьба с любыми террористическими вызовами требует дальнейшей консолидации усилий и добросовестного выполнения государствами своих международных обязательств.

Г-н Председатель,

Украинская делегация не стала ограничивать себя установленными тематическими рамками дискуссии и попыталась использовать заседание для неуместных провокаций. Мы на провокации поддаваться не будем. Отметим лишь, что коль скоро украинская делегация решила поднять тему трагедии МН-17, то неплохо было бы начать с признания вины Киева – ответственности за то, что украинскими властями не было закрыто воздушное пространство над Востоком страны, где Киев развернул масштабную войсковую операцию. Такого признания мы вновь не услышали.

Что касается России, то мы настояли на включении в принятую Советом в связи с гибелью малайзийского лайнера резолюцию 2166 положений о необходимости проведения независимого международного расследования в соответствии с руководящими принципами международной гражданской авиации и при решающей роли ИКАО. Наша делегация призвала активно задействовать положение резолюции 2166, предусматривающее всестороннюю помощь в расследовании со стороны ООН. К сожалению, поручение Генсекретарю представить в СБ комплексные предложения о возможных вариантах содействия расследованию со стороны ООН осталось невыполненным. Кстати, на наш взгляд, более плотно следовало бы подключиться к расследованию и ИКАО.

Мы призвали также к скорейшему принятию еще одной резолюции, которая обеспечила бы доступ в район крушения миссии по расследованию. Однако заинтересованные государства предпочли двусторонние договоренности с Украиной, выработка которых неоправданно затянулась, что не позволило немедленно приступить к расследованию.

Мы настояли на включении в текст резолюции 2166 положения о немедленном прекращении всех военных действий в районе, непосредственно прилегающем к месту катастрофы. Это положение было нарушено Киевом в августе 2014 года, когда украинские власти в одностороннем порядке объявили о выходе из режима прекращения огня, в результате чего миссия по расследованию была вынуждена приостановить свою работу на длительный срок.

Прошло немало времени, а уголовное расследование катастрофы до сих пор не завершено и продолжает идти в закрытом режиме. Можно ли рассматривать его в качестве независимого и беспристрастного - большой вопрос. Посмотрим, но рассчитывать на это после заявлений, которые мы услышали сегодня от г-на Климкина, становится все труднее.

Кстати, в ходе работы над только что принятой нами резолюцией украинская делегация в одиночку безуспешно пыталась размыть положение, подтверждающее ответственность государств за безопасность полетов в пределах своей территории. Почему, всем должно быть понятно.

Теперь что касается вопроса контроля над воздушным пространством Крыма и Черного моря, также неуместно затронутого украинской делегацией.

И здесь украинская сторона не может удержаться от политизации сюжета, в том числе в ИКАО, что ведет не только к дополнительным затратам перевозчиков, неудобствам для пассажиров, но и, самое главное, может создать риски для безопасности полетов. Именно Россия способна обеспечить надежное авиационное сообщение в полном объеме как над Крымом, так и над Черным морем.