Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на неофициальной встрече Совета Безопасности ООН по Сирии

Остается только сожалеть, что сегодняшнее мероприятие, задуманное как гуманитарное, приобрело политическую окраску, и жаль, что это произошло в присутствии государств-членов и наших уважаемых гостей. Вот, что произошло сегодня. Я уверен, что таких намерений не было, но ситуация приняла такую форму. Кстати, у нас состоялась долгая хорошая беседа с присутствующим здесь врачом Захером Саллулом, и мы договорились, что нет разницы между детьми в Алеппо или в Дамаске, в Восточном Алеппо или в Западном Алеппо. Нет разницы между детьми, простыми людьми Фуа и Кафрая, Мадаи и Забадани. Нет разницы, потому что клятва Гиппократа – она одна для всех. Мы расстались при полном понимании этого. И вот сегодня мы имеем дело с такой политической дискуссией. Привыкли, ничего страшного. Давайте, действительно, попытаемся разобраться в том, что происходит.

Мы внимательно следим за репортажами только что выступившей журналистки «CNN» К.Уорд, которая была во всех конфликтных зонах. Она употребила термин «Russian intervention». Но «intervention» – это когда вмешиваются незаконно, а мы в Сирии по приглашению законного правительства. Мы не считаем его незаконным. Вот такая разница. Я думаю, что как журналист, прошедший многие «горячие точки», может очень точно определить специфику каждой ситуации.

В целом не оставляет ощущение, что нежелание, неготовность или неспособность покончить с террористами в Сирии и отмежевать от них т.н. «умеренных» оппозиционеров прикрывается стенаниями и плачами о гуманитарной ситуации, которая действительно весьма тяжелая, причем не только в Алеппо. Даже беглое прочтение концептуальной записки показывает, что в ней все поставлено с ног на голову. Мы к этому привычны. Тем не менее мы призываем коллег отрешиться от лукавства и признать, что первопричина всех гуманитарных проблем Сирии не в контртеррористических действиях законного правительства Сирии. Ведь до начала беспардонного внешнего вмешательства во внутрисирийские дела в 2011 году с целью смены законной власти и накачки оппозиции и террористов оружием, другими средствами гуманитарная ситуация в Сирии ни у кого беспокойства не вызывала.

Давайте посмотрим на ситуацию шире. Близорукая «демократизаторская» политика Соединенных Штатов, о чем пишут даже ведущие американские эксперты, и ряда поддакивающих ему западных столиц привела к дестабилизации целого региона и росту террористической угрозы.

Еще в конце февраля с.г. американская сторона пообещала нам размежевать террористов и «умеренных» в течение 2-3 недель. Каков результат? С тех пор эти сроки переносились и продолжают переноситься, сдвигались, нам говорили о новых и новых предлогах и оговорках. Ситуация не изменилась – воз и ныне там. Мы до сих пор не знаем координат, где размещаются умеренные оппозиционеры, готовые сражаться с «Исламским государством», а где террористы и их пособники. Почему так происходит? Ответ достаточно прост: сказывается сохраняющееся большое искушение использовать террористов для достижения геополитических целей и задумок в отношении Сирии. Искушение такое сохраняется. Но это не работает. Это не сработало в Афганистане, это не сработало в других странах. Как сегодня не работает и в некоторых других странах арабского региона. Не работает такая схема. Пора начать учиться хотя бы на собственных ошибках. Но, судя по всему, идеологические догмы, в которые некоторые западные столицы сами себя загнали, не позволяют сделать даже такого логичного шага.

Мы уже не первый раз сталкиваемся с отработанной тактикой создания «трагедий дня». Достаточно вспомнить Думу, Мадаю, Дараю. Главное для оппонентов Дамаска и тех, кто препятствует объединению международных усилий – постоянно поддерживать определенный градус истерии на гуманитарном направлении. При этом все такие озабоченности звучат весьма лицемерно на фоне сохраняющихся односторонних санкций в отношении Сирии. Может быть, пора их отменить, чтобы хотя бы частично облегчить страдания простых сирийцев? Где бы они не были – в Дамаске, в Алеппо, в Западном Алеппо или Восточном Алеппо, в Мембидже, в других городах.

Идут постоянные спекуляции о неприемлемости тактики осады населенных пунктов. Однако когда аналогичная тактика применяется для борьбы с террористами в других странах, например Ираке или Ливии, судьба мирного населения в осадах вызывает куда меньший резонанс.

Мы весьма озабочены гуманитарной ситуаций в Сирии в целом и в Алеппо в частности. Именно поэтому российская сторона совместно с сирийскими властями организовала гуманитарные коридоры и готова обсуждать модальности их функционирования с другими международными игроками и организациями. Раз этого никто не делает, почему обвиняют нас? Сегодня в выступлениях ряда моих коллег из Европы вновь произнеслись заявления: «Россия должна сделать». А вы что должны сделать? Мы предлагаем гуманитарные коридоры – в ответ говорят: не надо. Гуманитарную ситуацию надо спасать? Мы сделали четкие и понятные предложения относительно обеспечения безопасности этих коридоров для выхода жителей Алеппо и пропуска в него гуманитарной помощи. Ожидаем конструктивного вовлечения в эти усилия международных гуманитарных организаций. Между прочим, в отличие от заявлений, которые сегодня прозвучали, на эту тему с гуманитарными организациями идет нормальный, деловой, конструктивный разговор. По этим коридорам из города уже вышло более 400 мирных жителей, а также 90 боевиков. Мы еще раз ставим вопрос о недопустимости политизировать гумтему и не использовать ее обсуждение для вольной или невольной защиты террористов, других элементов, которые используют гражданское население Восточного Алеппо в качестве живого щита, не дают желающим покинуть город, целенаправленно снайперски обстреливают коридоры, разворовывают гуманитарную помощь. Об этом почему-то мало кто говорит. Сегодня, к примеру, никто не сказал, чьим ПЗРК был сбит российский вертолет, без оружия на борту выполнявший гуманитарную миссию в интересах мирного населения Алеппо.

Глубоко обеспокоены ситуацией в жилых кварталах Западного Алеппо, подвергающихся шквалу минометных снарядов, «адских орудий» и взрывам заминированных автомобилей. Там же террористы уже далеко не в первый раз использовали химическое оружие. По этому поводу шумихи нет. Как мало кого беспокоит и нависшая над Западным Алеппо и его жителями реальная угроза блокирования в результате предпринятого боевиками на уик-энде широкомасштабного наступления, отрезавшего пути снабжения города с юга. Об этом сегодня тоже никто не сказал ни слова. Аналогичная ситуация с замалчиваем реальной ситуации вокруг Мембиджа, где в результате действий коалиции погибли сотни мирных жителей.

Ни для кого не секрет, что дорога Кастелло была основной артерией по накачке боевиков оружием. Может быть, скандал именно из-за этого сегодня происходит? Все всполошились! Или, может быть, наши партнеры наконец выполнят свои обещания по содействию перекрытию внешних границ Сирии для незаконных поставок оружия и перемещений террористов и боевиков?

Почему в Алеппо, да и не только там, т.н. «умеренная оппозиция», к которой наши западные коллеги почему-то причисляют даже отъявленных головорезов из «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам», воюет бок о бок с теми, кого вроде бы все признают террористами? Почему сегодня ни слова не было сказано об ужасающем акте «Нуриддин аз-Занки»? Не будем забывать, что пособничество террористам и взаимодействие с ними – один из критериев террористической деятельности. Почему бы сегодня не пригласить врачей, с другой стороны, мы же все говорим: медицина не знает границ, медицина деполитизирована. Почему не позвали врачей? Они чем хуже? Чем хуже жертвы, с другой стороны? Почему об этом ни слова не было сказано? Почему не вспомнили палестинского подростка, которого мучили в начале, а потом голову отрезали. Почему не говорите об этом? Странно и подозрительно.

Подводя итог, должен отметить, что пропаганда, эмоционально накрученная риторика, беспочвенные обвинения, информационные вбросы не позволят продвинуться к политическому урегулированию в Сирии, да и в других странах, которые поражены конфликтом. Единственная возможность закрыть страницу кровавого конфликта – объединить наши усилия. Первое – в борьбе с терроризмом, второе – следует возобновить межсирийский политический диалог, об этом тоже мало кто сегодня говорил. В рамках этого диалога сирийцы сами на базе резолюций СБ, на базе решений, одобренных в Международной группе поддержки Сирии, будут искать решения для своего собственного государства. Уверен, что, пусть и про себя, но все присутствующие со мной согласятся, что навязанные извне решения отдачи не дадут. От навязанных решений только дальнейшая дестабилизация.

С большим сожалением услышал выступление постпреда Украины В.Ю.Ельченко. Владимир Юрьевич, должен Вам ответить: сначала прекратите бомбить Донбасс, а потом уже сокрушайтесь по гуманитарной ситуации в Алеппо.

Большое спасибо организаторам.