Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на заседании Совета Безопасности ООН по положению в Афганистане

Г-н Председатель,

Признательны Специальному представителю Генсекретаря ООН и главе МООНСА г-ну Тадамичи Ямамото за обстоятельный анализ положения дел в Афганистане. Внимательно выслушали выступление посла Исламской Республики Афганистан г-на Махмуда Сайкала. Разделяем оценки, содержащиеся в докладе Генсекретаря ООН о положении в Афганистане. Поддерживаем личные усилия г-на А.Гутерреша в деле содействия устойчивому афганскому урегулированию. Отмечаем глубокое по содержанию и объединительное по смыслу выступление представителя Казахстана. Со своей стороны хотели бы остановиться на следующих моментах.

Действительно, Афганистан должен стать активным участником будущих региональных интеграционных процессов.

Афганистан всегда был и остается другом России. В этой связи недавняя серия терактов, прокатившаяся по стране, болью отозвалась в наших сердцах. Выражаем искренние соболезнования народу и правительству Афганистана в связи с жертвами этих чудовищных преступлений. Выражаем солидарность с пострадавшими коллегами по дипломатическому цеху.

Серьезную озабоченность у нас вызывают военно-политические процессы в Афганистане. Страна никак не может вырваться из порочного круга насилия. Ситуация усугубляется низкими темпами экономического развития. Террористическая угроза продолжает обостряться. Комплекс этих проблем тяжелым бременем лежит на плечах народа Афганистана, в т.ч. его самоотверженных вооруженных силах.

На этом фоне все большее значение в плане стабилизации ситуации в Афганистане приобретает задача достижения национального примирения. Поддерживаем соответствующие усилия Кабула на этом направлении. Исходим из того, что процесс должен осуществляться самими афганцами. Готовы оказывать содействие в его продвижении, в том числе гибко подходить к вопросам возможного ослабления санкционного режима Комитетов СБ ООН 1988 и 1267/1989/2253 по афганским фигурантам.

Вместе с тем отмечаем снижение эффективности многих международных механизмов сопровождения национального примирения в Афганистане, раздутых по составу участников. С другой стороны, узкие форматы явно не учитывают интересы многих стран региона, что также негативно сказывается на результатах работы.

В этом контексте убеждены, что запущенный в начале года московский диалог по афганской проблематике является инклюзивным и наиболее перспективным в деле практического налаживания прямого конструктивного диалога по вопросам нацпримирения. Отказ некоторых государств от участия в нем без внятных причин вызывает у нас недоумение. Мы оставляем двери открытыми. С учетом обретения Индией и Пакистаном статуса полноправных членов ШОС, а также соответствующих заявок Афганистана и Ирана, перспективы достижения нацпримирения повышаются.

Г-н Председатель,

Следует признать: основные задачи, стоявшие последние пятнадцать лет перед международными военными присутствиями в стране, остались нерешенными. Говорим это не для того, чтобы выставить кого-то виноватым или назначать фокусные страны. Наша цель – еще раз донести до всех: задача урегулирования в Афганистане требует консолидации международных и региональных усилий. Только коллективная совместная работа позволит развязать клубок сложных проблем, вывести страну на орбиту стабильного развития в атмосфере сотрудничества, взаимодействия и добрососедства.

Только в этих рамках контртеррористические усилия дадут необходимую отдачу.

В этой связи поддерживаем договоренности, достигнутые на встрече в Астане между президентом Афганистана А.Гани и премьер-министром Пакистана.

Однако вместо продвижения объединительной повестки дня некоторые наши партнеры сбиваются временами на бездоказательную обвинительную риторику, в т.ч. в адрес России.

Напомним, что Россия была одной из первых, кто обратил внимание афганской и международной общественности на резкий рост терактивности на севере ИРА. Наша страна внесла весомый вклад в антитеррористические усилия в ИРА, в том числе во взаимодействии с США и НАТО. Речь идет о транзите военных грузов, поставках вертолетов и подготовке афганских силовиков.

Нас очень беспокоит интенсивное наращивание потенциала террористической организации ИГИЛ в Афганистане. Пополняются ряды этой группировки, растет ее разрушительный потенциал. Проблему недопустимо и опасно преуменьшать, а тем более замалчивать. Поступают множественные сообщения о полетах «неопознанных» воздушных судов, замеченных в оказании тамошним афганским боевикам этой группировки. Расширяется география полетов. На сегодня ими уже охвачены провинции Сари-Пуль, Фарах Кандагар, Герат, Нангархар. Полеты зачастую прекращаются сразу после обнародования афганскими властями соответствующей информации. Ситуацию следует тщательно рассматривать, а подобного рода подковерную активность – немедленно прекратить. Считаем обоснованным требование афганских парламентариев прояснить ситуацию вокруг таких полетов. Ожидаем исчерпывающего отчета МООНСА.

Серьезную угрозу стабильности самого Афганистана, сопредельным странам, нашим друзьям и союзникам из ЦА несет проблема наркотиков. Встревожены выкладками о том, что вновь резко увеличились наркопосевы и урожай опийного мака. Рост наркодоходов неизбежно подхлестнет активность террористов. В этой связи настоятельно призываем нарастить международные усилия по борьбе с афганским наркотрафиком. Видим хороший потенциал в усилении антинаркотического взаимодействия Афганистана с ОДКБ.

Повторяем: комплексные проблемы Афганистана могут быть решены только на основе широкого, честного взаимодействия на международном и региональном уровне. Актуализируется задача гармонизации подходов внешних игроков. Именно решению этой задачи с прицелом на достижение устойчивого национального примирения Афганистана подчинены «московский формат» переговоров.

Благодарю за внимание.