Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по Афганистану

Г-н Председатель,

Мы внимательно следим за ситуацией с безопасностью в Афганистане. Обеспокоены ее резким ухудшением, в первую очередь на севере страны, где в последнее время заметно активизировалось Движение талибов.

Ликвидация лидера талибов муллы А.Мансура привела к усилению в движении влияния непримиримых радикалов, что лишь обостряет текущую обстановку в стране. Недавние нападения боевиков на американскую военную базу в Баграме и Генеральное консульство Германии в Мазари-Шарифе являются ярким тому подтверждением.

Поддерживаем линию правительства Афганистана на достижение национального примирения. Готовы оказывать содействие в продвижении переговорного процесса, в том числе гибко подходить к возможным ослаблениям санкционного режима Комитета 1988, если это не противоречит национальным интересам Афганистана.

Приняли во внимание подписание мирного соглашения Правительством Афганистана с партией Г.Хекматьяра. Многое зависит от того, как на практике будут выполняться его положения. Основная задача процесса нацпримирения - привлечение к мирным переговорам талибов. Пока эта задача не достигнута. Формат четырехсторонней контактной группы не привел к прорывным результатам.

Г-н Председатель,

К сожалению, так и остались нерешенными основные задачи, стоявшие последние пятнадцать лет перед международными военными контингентами в стране. Это касается как предыдущих натовских «Международных сил содействия безопасности в Афганистане», которые ушли из страны, так и нынешней миссии «Решительная поддержка».

Особо подчеркиваем: только афганские национальные силы безопасности способны обеспечить стабилизацию военно-политической обстановки в своем государстве. Именно поэтому мы оказываем им многоплановое содействие.

МВД России было безвозмездно поставлено в Афганистан 10 тыс. автоматов и 2,1 млн. патронов к ним. Российская сторона дала согласие на реэкспорт в Афганистан из Индии четырех боевых вертолетов Ми-25. Российская Федерация и далее будет содействовать становлению боеспособных армии и полиции Афганистана, готовить их сотрудников по линии компетентных российских ведомств.

Г-н Председатель,

Масштабное наркопроизводство на территории ИРА несет серьезную угрозу стабильности самого Афганистана, региону и миру в целом. Помимо своей прямой вредоносности, наркопроизводство обеспечивает существенную финансовую подпитку терроризму. В этой связи считаем необходимым активизировать усилия международного сообщества в борьбе с афганским наркотрафиком.

Обеспокоены резким увеличением посевов наркокультур, в том числе на севере страны, и значительным повышением в этом году урожая опийного мака. Есть опасения, что рост наркодоходов вызовет еще больший всплеск боевой активности террористов.

Г-н Председатель,

Мы не вполне понимаем попытки занизить угрозу ИГИЛ в Афганистане, идущие вразрез в том числе и с оценками натовцев. Некоторое время назад командующий силами США и НАТО в Афганистане генерал Дж.Николсон заявил, что террористическая организация ИГИЛ поставила себе целью «создать в Афганистане халифат», а боевики Исламского движения Узбекистана присоединились к т.н. «Велаяту Хорасан».

Рассчитываем, что указанные сведения получат должное отражение и оценку в ооновских материалах, в том числе в квартальных докладах Генсекретаря.

Насколько нам известно со слов представителей афганских властей, количество игиловцев в их стране достигает нескольких тысяч человек. Подтверждаются данные об их связях с Исламским движением Узбекистана, с Движением талибов, в особенности на севере, а также с группировкой «Лашкар-е Тайиба».

Поступают сведения о наличии у ИГИЛ в Афганистане лагерей по подготовке боевиков и «тихих гаваней», в которых проходят обучение выходцы из центральноазиатских государств и республик Северного Кавказа и куда уже прибыли из Сирии 700 семей террористов. Интенсивность боевых действий в Сирии и Ираке вынуждает боевиков все чаще обращать свой взор на Афганистан, где они находят убежище и создают новый плацдарм распространения своего влияния на сопредельные страны.

Определенное недоумение вызывают недавние высказывания генерала Дж.Николсона о поддержке, которую Россия якобы оказывает талибам, тем самым подрывая усилия Вашингтона, Североатлантического альянса и Кабула по борьбе с терроризмом.

Подобное заявление отражает попытку, как у нас говорят, свалить всё с больной головы на здоровую.

В свою очередь хотели бы напомнить факты, указывающие на то, что некоторые наши партнеры не чураются контактов с действующими в Афганистане экстремистскими и террористическими группировками. Нам известны неоднократные случаи переброски боевиков ИГИЛ в северные провинции ИРА вертолетами без опознавательных знаков. Надо разобраться, кто и зачем этим занимается. Равно как много вопросов в связи с массированными атаками талибов на административные центры провинций Бадахшан, Гильменд и Фарах.

Еще раз подтверждаем: Россия не ведет никаких закулисных переговоров, которые подрывали бы национальную безопасность Афганистана. Наши контакты с представителями талибов ограничиваются задачей обеспечения безопасности российских граждан в Афганистане, а также направлены на то, чтобы подвигнуть талибов присоединиться к процессу национального примирения при сохранении в нем руководящей роли официального Кабула.

Г-н Председатель,

Мы позитивно рассматриваем подтверждение мировым сообществом своих обязательств по поддержке Афганистана на прошедшей в октябре Международной донорской конференции в Брюсселе. Надеемся, что очередной объявленный пакет финансовой помощи сыграет позитивную роль. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что правительству ИРА поставлен ряд конкретных условий, невыполнение которых может повлечь пересмотр размеров помощи в сторону сокращения.

Отмечаем растущее в мире понимание важности регионального контекста афганского урегулирования, а также увеличение количества региональных площадок, фокусирующихся на этой проблематике.

При этом считаем важным, чтобы в деятельности таких форматов решающая роль принадлежала самим региональным игрокам. Убеждены, что усилия по содействию ИРА следует продвигать преимущественно с использованием зарекомендовавших себя структур, прежде всего ШОС. Как известно, Афганистан является наблюдателем в Организации с 2012 г., а в 2015 г. на саммите в Уфе подал официальную заявку на получение статуса члена Организации. На данном этапе для придания динамики этому процессу полагали бы целесообразным восстановить механизм контактной группы «ШОС-Афганистан».

Видим также хороший потенциал в усилении контртеррористического и антинаркотического взаимодействия Афганистана с ОДКБ.

Благодарю Вас.