Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и ответное слово Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по Сирии

Г-н Председатель,

Мы хотели бы выступить в открытом формате, чтобы проинформировать не только членов Совета о том, как мы видим ситуацию в Сирии на сегодняшний день.

Признательны за брифинг г-ну С.де Мистуре, а Вам, г-н М.Лоукок, желаем успехов на сирийском гуманитарном направлении. Рассчитываем, что Вы будете заниматься им беспристрастно и самоотверженно, заслужите доверие сторон.

Прошедшая 14-15 сентября шестая международная встреча в Астане стала ещё одним реальным шагом России, Ирана и Турции по укреплению режима прекращения боевых действий и общей стабилизации обстановки в Сирии. Определены параметры всех четырёх зон деэскалации. На юго-западе САР спокойная ситуация поддерживается благодаря конструктивному взаимодействию с США и Иорданией. Уровень насилия продолжает снижаться.

Последовательно подчёркиваем временный характер зон деэскалации. Недопустимы спекуляции о том, будто бы за их введением кроется желание разделить Сирию на сферы влияния. Усматриваем за этими разговорами намерение дискредитировать астанинский процесс.

Территория под контролем ИГИЛ уменьшается. Воздушно-Космические силы России продолжают оказывать правительству Сирии поддержку в борьбе с этой угрозой. После многолетней осады боевиков был разблокирован Дейр-эз-Зор. Видим, однако, попытки помешать этим действиям по преследованию и разгрому боевиков за пределами этого города, что идёт вразрез с официально заявляемой целью полного уничтожения игиловской заразы на сирийской земле.

Вновь предупреждаем: не надо заигрывать с террористами и давать им возможность поднять голову. Только посредством честного сотрудничества без скрытой повестки дня мы сможем ликвидировать террористические очаги.

Это, в частности, касается противодействия «Джабхат ан-Нусре» и её клонам. Недавно нусровцы предприняли действия, нацеленные на срыв формирования зоны деэскалации в Идлибе и отвлечение правительственных войск от наступления в Дейр-эз-Зоре. В этих условиях развёртывание контрольно-пропускных и наблюдательных пунктов в идлибской зоне стало невозможным до уничтожения основных сил «Нусры». Эта задача в настоящее время эффективно решается.

Отмечаем запестревшие в СМИ сообщения, чтобы в Идлибе якобы бомбят одну больницу за другой. Такая информационная обработка фальшивками со стороны боевиков и их спонсоров – это уже хорошо знакомый приём в контексте сирийского конфликта.

Процесс в Астане, площадку для которого любезно предоставило руководство Казахстана, вдохнул новую жизнь в межсирийские переговоры под эгидой ООН. Мы видим, что это придало импульс женевскому процессу под руководством С.де Мистуры. Рассчитываем на начало прямых переговоров сторон. Многое будет зависеть от способности конструктивно настроенной оппозиции объединиться, отказаться от радикальных установок и, наконец, начать конструктивный диалог. Воплощению в жизнь этой непростой задачи взялись посодействовать партнёры из Саудовской Аравии и Египта. Искренне желаем им в этом успеха. Рассчитываем на успех очередного женевского раунда в конце октября.

В ходе астанинских дискуссий страны-гаранты не упускают из вида вопросы безопасного и беспрепятственного гуманитарного доступа, разминирования и т.д. В повестку дня входит и такая тема, как освобождение задержанных и похищенных людей, предполагающая взаимные шаги всех вовлечённых в конфликт сирийских сторон.

В очередной раз повторяем, что без вовлечения в дискуссии властей САР эффективных решений добиться будет невозможно.
К сожалению, на организованное Евросоюзом мероприятие по Сирии в рамках недели высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН представители этой страны не были приглашены.

Важным шагом стало создание трёхстороннего механизма с участием России, Сирии и ООН. Надеемся, что с его помощью мы сможем успешно находить развязки для многих сложных вопросов, связанных с гуманитарной деятельностью. Ожидаем, например, что процедура согласования разрешений на проводку конвоев сократится до двух-трёх дней.

Повторяем вновь, что с расширением гуманитарного доступа необходимо также постепенное сворачивание трансграничных поставок. Хотели бы снова подчеркнуть, нельзя все сложности с гумдоступом сводить к недостаткам процедур согласования.
В каждом конкретном случае решения по срокам и маршрутам должны приниматься с учётом ситуации в области безопасности. Нам известны случаи, когда гуманитарные конвои подвергались угрозе именно из-за неправильного согласования. Рисковать жизнью гуманитарного персонала недопустимо.

Убеждены, что планирование ооновских гумконвоев в районы, столичный Джобар или тот же Идлиб, занятые террористами, должно быть исключено. Трудно объяснить состоявшуюся на днях трансграничную проводку гумкаравана через контролируемый нусровцами погранпереход «Баб аль-Хава».

Другая застарелая проблема – справедливое распределение гуманитарной помощи. Мы достоверно знаем, что часто она оседает у главарей местных боевиков, перепродаётся на чёрном рынке, служит той «валютой», за которую покупается лояльность местных жителей. Знаем, что представители Сирийского общества Красного полумесяца получают угрозы и предупреждения не вмешиваться в вопросы распределения. Представители ООН, к сожалению, часто вообще не ведают, в чьи руки попадает гумпомощь. Такое положение дел недопустимо.

Нам также достоверно известно, что потребности людей в гуманитарном содействии нередко подсчитываются неверно, завышаются в разы, когда речь идёт о территориях под контролем оппозиции или террористов. Поэтому важную роль в определении истинных нужд населения мы отводим местным комитетам по национальному примирению. Они работают в каждой зоне деэскалации, включают в себя представителей местных властей со стороны правительства и вооружённой оппозиции, авторитетных граждан – клириков, инженеров, учителей. Российские офицеры участвуют в работе комитетов на правах наблюдателей. Мы готовы организовать контакты ооновцев с этими комитетами для наиболее эффективного планирования гуманитарных операций.

В противоположность этому недопустимо создание параллельных органов власти в районах, контролируемых террористами. Потенциал упомянутых мной структур можно использовать и для обмена задержанными и пленными. В южной зоне деэскалации уже удалось освободить по сто человек от правительства и оппозиции.


В настоящее время между комитетами по национальному примирению на местах налаживается координация, а в перспективе намечено созвать конгресс народов Сирии, который призван сыграть важную роль в женевском переговорном процессе наряду с объединённой платформой оппозиции. В настоящее время между комитетами по национальному примирению на местах налаживается координация, а в перспективе намечено созвать конгресс народов Сирии, который  может сыграть важную роль в содействии женевскому переговорному процессу наряду с объединенной платформой оппозицией.

На фоне стабилизации обстановки во многих районах Сирии, сопровождающейся массовым возвращением людей, требуется качественная активизация внешних гуманитарных усилий. Сейчас важно оперативно организовать поставки материалов, техники, оборудования, необходимых для восстановления страны и налаживания мирной жизни. Сирийцы должны почувствовать, что наступает мир. Призываем ООН наращивать гуманитарную помощь по всей территории Сирии и не снижать темп под влиянием крупных доноров, которые стремятся использовать гумпомощь как средство достижения политического урегулирования на своих условиях.

Это факт, что некоторые столицы продолжают увязывать оказание гуманитарного содействия, включая разминирование, с прогрессом в области политического перехода. Ннам точно известно, что оказывается давление на ООН и её структурные подразделения, чтобы там не слишком торопились подключаться к восстановительным работам. В дополнение ко всему сирийцев по-прежнему удерживают в петле односторонних санкций. Эти меры коллективного наказания сирийского народа должны быть прекращены.

Разделяем мнение о необходимости помощи соседним с Сирией странам, принявшим на себя заботу о миллионах беженцев. Исходим, однако, из того, что это временная ситуация, и тратить значительные средства на закрепление беженцев в странах приёма нецелесообразно. Строить школы для сирийских детей в Турции или Иордании, конечно, можно, но не лучше ли помочь с восстановлением системы образования в самой Сирии?

Большую тревогу вызывает гуманитарная ситуация в Ракке. Десятки тысяч людей уже несколько месяцев находятся в осаде, гражданские объекты регулярно подвергаются бомбёжкам и ударам тяжёлой артиллерии, отсутствуют гуманитарные коридоры. А между тем эта зона бедствия по непонятным причинам до сих пор не включена ООН в список блокированных районов.

Нам кажется, что это могло бы стать предметом не меньшей обеспокоенности со стороны ООН, чем то, о чем сегодня упоминал гуманитарный координатор.

В принципе, хотели бы посоветовать заместителю Генерального секретаря ООН в своих оценках опираться только на проверенные данные, о чем мы неоднократно говорили и ранее. Рассчитываем, что его эвентуальный визит в Сирию поможет ему самому лучше разобраться с гуманитарной ситуацией в этой стране. 

Благодарю Вас.

 

 

Ответное слово Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН  по Сирии

 

Г-н Председатель,

Не намерен ни с кем вступать в полемику, но хотел бы сказать, что нам надо разобраться со статистикой, в том числе, касающейся количества населения Сирии, которое имеет доступ к гуманитарной помощи, и получила гумпомощь со стороны ООН. Это одна из задач, которые предстоит решить новому заместителю Генерального секретаря.

Когда мы какое-то время назад в зале консультаций СБ обсуждали вопрос о Сирии, в том числе о гуманитарном доступе, представитель УКГВ дал нам убедительные данные о том, какое количество людей получает гуманитарную помощь благодаря содействию правительства САР. Там речь шла не о сотне тысяч человек, а, если не ошибаюсь, о пяти миллионах, людей, получивших помощь благодаря сотрудничеству УКГВ с правительством Сирии.

Не хотел бы сейчас спорить о цифрах, но в них надо разобраться. Я бы хотел попросить г-на Лоукока заняться этим. Давайте «сверим часы» по этому вопросу.