Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.о. Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по пункту повестки дня «Нераспространение»

Уважаемый г-н Председатель,

Хотел бы поблагодарить заместителя Генсекретаря ООН г-жу Розмари Дикарло, главу делегации ЕС г-на Олофа Скоога и коодинатора «формата 2231» Постоянного представителя Бельгии г-на Филиппа Криделку за их брифинги.

Прошедший год для всех нас выдался непростым. И дело здесь не только в коронавирусе. С июня с.г. попытки США любой ценой «наказать Иран», а точнее, «неудобный» для себя режим, приобрели безрассудный и все более оторванный от здравого смысла характер. Наши партнеры из Вашингтона то пытались заставить членов СБ ввести против Ирана при помощи новой резолюции без каких-либо убедительных оснований беспрецедентно жесткое эмбарго на поставку вооружений, то утверждали, что имеют право в одностороннем порядке вернуть ооновские санкции против Ирана, которые действовали до 2015 года (запустить т.н. «снэпбэк»). «Гайки» против Тегерана наши американские партнеры закручивали чуть ли не через день, упорно убеждая себя и весь остальной мир, что политика «максимального давления» на Иран – единственный путь решения всех накопившихся проблем.

Все эти попытки провалились. Хочу подчеркнуть, что это был тот редкий случай в СБ, когда в противодействии им его члены проявили исключительное единодушие. Это очень показательный момент – у нас, безусловно, есть нюансы в оценках «иранского досье» с партнерами по Совету, в т.ч. с коллегами по СВПД, однако все они объективно померкли перед степенью абсурдности и деструктива, которые за последние 6 месяцев проявили США, фактически противопоставив себя всем остальным членам СБ.

К чести Совета, он не поддался на провокации со стороны Вашингтона и действовал именно так, как и должен был – сохраняя приверженность международному праву, своим обязательствам по укреплению международного мира и безопасности, строго следуя букве и духу резолюции 2231, как и в целом здравому смыслу. С гордостью отмечаем, что авторитет СБ ООН за эти полгода применительно к иранскому сюжету от этого только возрос.

Поскольку никакого «снэпбэка» не состоялось, международно-правовой режим, заложенный резолюцией 2231, полностью сохраняется, а сам этот документ продолжает реализовываться в соответствии с ранее согласованными параметрами и временными рамками. О нелегитимности американских претензий на запуск «снэпбэка» заявили 13 членов СБ. Председатели Совета в августе и сентябре однозначно указали, что не считают себя в праве предпринимать какие-либо действия в их развитие. Ту же позицию недвусмысленно занял Генсекретарь. Российская Федерация, вступая в полномочия Председателя Совета 1 октября, также публично озвучила, что «снэпбэк» не состоялся. Министры иностранных дел стран-участниц СВПД поставили своеобразную точку в этом вопросе буквально вчера в своем совместном заявлении по итогам встречи 21 декабря.

Таковы факты. Нравятся ли они нашим американским коллегам или нет, это другой вопрос. Однако эту реальность, сформированную коллективной политической волей большинства членов СБ, им все равно придется принять. Еще один «кирпичик» неудобной для наших американских коллег реальности – тот факт, что 18 октября с.г. истек срок действия особого порядка поставки вооружений в/из ИРИ.

Г-н Председатель,

Сожалеем, что процесс «психологической адаптации» к ней
у наших коллег явно затягивается. Видим эти «фантомные боли»
в Пятом комитете ГА ООН, где американская делегация как раз в эти дни пытается закрепить в проекте бюджета ООН на следующий год финансирование под некий существующий лишь в ее воображении санкционный комитет. Надеемся, что большинство членов ГА проявят ту же степень здравомыслия, что и члены Совета, и эти абсурдные попытки будут отвергнуты.

Факт публикации очередного полугодового доклада Генсекретаря о реализации резолюции СБ ООН 2231 – еще одно подтверждение реальности без «снэпбэка». Этот документ предельно прямо указывает, что единственное государство, которое утверждает обратное, это США. Остальные же считают эти претензии лишенными каких-либо правовых оснований, а значит, не способными повлечь за собой какие-либо политические, правовые или практические последствия. Приветствуем, в частности, призыв к полной поддержке и использованию канала поставок, который продолжает быть важной мерой укрепления доверия в контексте реализации резолюции 2231.

Мы с удовлетворением отмечаем, что в докладе Генсекретарь выражает сожаление насчет выхода США из СВПД и последующих шагов в развитие этой линии, называя их противоречащими задачам резолюции 2231. Не менее важен вывод А.Гутерреша, что эти действия американской стороны могут негативно сказаться на выполнении этой резолюции другими участниками.

Тем не менее, доклад Генерального секретаря по-прежнему нельзя в полной мере назвать сбалансированным. Проблема всё та же, что и раньше: нельзя призывать одну сторону вернуться к полному выполнению договоренностей, а другую – нет. Тем более, что всем нам понятно, что «отступление» Ирана от своих обязательств – прямой ответ на деструктивные и провокационные действия США. И иранская сторона об их последствиях предупреждала
заранее – это оговорено в п.26 СВПД. Мы сожалеем, что руководству ООН опять не хватило смелости четко сформулировать призыв к США вернуться к полному и безоговорочному соблюдению резолюции 2231 и СВПД, а также отменить все шаги, которые американская сторона сделала в их нарушение.

Уже второй раз поражены циничными формулировками доклада ГС по поводу убийства иранских представителей. Ни слова осуждения этих актов, упоминания об их потенциальных негативных последствиях в документе нет. Так же, как и ранее в случае с Касемом Сулеймани, в нем нет ни слова сожаления по поводу гибели Мохсена Фахризаде, лишь указано, что он значился в санкционных списках. Кроме как малодушием это сложно назвать.

Нам также сложно найти объяснение внезапно возросшему интересу Генсекретаря к деятельности МАГАТЭ на иранском направлении, в частности, в плане мониторинга выполнения всеобъемлющего соглашения о гарантиях. Раньше мы его в докладах не наблюдали, да и в целом, насколько нам известно, было понимание, что вопросы венской площадки обсуждаются в Вене, а в Нью-Йорке для этого нет достаточной экспертизы.

Г-н Председатель,

Как вам хорошо известно, Россия уже который год призывает Секретариат ООН строго следовать его административно-техническому мандату применительно к выполнению резолюции 2231. Никаких «расследований» под его эгидой мы не поддерживаем, как и любую другую нетранспарентную активность Секретариата «за спинами» государств-членов СБ. У сотрудников Секретариата попросту нет на это никаких полномочий. Просили бы учитывать это наших американских коллег, пытающихся не замечать этого факта.

Нынешний доклад ещё более реально высветил тщетность попыток правдами или неправдами выискать нарушения со стороны Ирана положений Приложения «В» резолюции 2231 об особом порядке поставок вооружений в/из ИРИ, равно как и раздела по ракетам. Вновь хотели бы подчеркнуть в этой связи: попытки представить Иран как «источник всех бед в регионе», угрожающий его безопасности, лишены под собой хоть сколько-нибудь внятных оснований. Если не провоцировать эту страну, не нагнетать обстановку вокруг нее, то и проблем в регионе станет существенно меньше.

Признательны бельгийскому координатору за его усилия по организации работы «формата 2231». Период его полномочий вышел крайне неспокойным. Однако бельгийская дипломатия показала себя весьма достойно, со всей серьезностью относясь к своим обязанностям координатора, который отвечает за строго фактологическую отчетность работы «формата». Мы знаем, что компромисс в отношении нынешнего доклада координатора дался нелегко. Не можем сказать, что итоговая версия может считаться полностью сбалансированной. Для этого в тексте нужно было бы более полноценно и справедливо отразить позицию Тегерана. Надеемся, что будущий координатор учтет эти недоработки, будет четко следовать линии «честного брокера» и давать сторонам равное пространство для выражения мнений в докладе.

Уважаемые коллеги,

В России есть поговорка «ломать – не строить». За эти полгода мы своими глазами увидели, насколько хрупок тот баланс интересов и взаимных противовесов, на котором держится «ядерная сделка» 2015 года. Пока нашими совместными усилиями его удается сохранять. Хочется надеяться, что американская сторона в конце концов сделает для себя из произошедшего правильные выводы. Брать на себя роль «мирового полицейского» США никто не просил, сегодня попытки ей соответствовать выглядят анахронизмом. Как и безответственная и самонадеянная политика одностороннего давления, которая в конечном счете ударит по тому, кто её проводит. Поэтому самым логичным шагом со стороны США было бы полное и безоговорочное возвращение к достигнутым ранее договоренностям в рамках СВПД, разумеется, без выдвижения каких-либо предварительных условий. Рассчитываем, что новая администрация США осознает это и предпримет правильные шаги уже в ближайшее время. От этого выиграет весь мир.

Мы также отдаем должное заявлениям иранского руководства о готовности незамедлительно вернуться к выполнению СВПД в полном объеме, как только это сделают США.

Разумеется, нельзя воспринимать ситуацию в Персидском заливе исключительно через призму СВПД. Нужны шаги по укреплению взаимного доверия соседей по региону, предотвращению кризисов и нивелированию риска военного столкновения. Понимая это, Россия продвигает идею регионального диалога по вопросам безопасности в Персидском заливе. В октябре под нашим председательством СБ провел отдельное открытое заседание по этой теме, позволившее нам оценить, что запрос на поиск реальных путей стабилизации ситуации в Персидском заливе есть со стороны практически всех игроков. Хочу ещё раз подчеркнуть, что вопросы региональной безопасности – это отдельный сюжет, выходящий за рамки обсуждения ситуации вокруг СВПД. Однако это не умаляет его важности. Надеемся, мы сможем продолжить обсуждение этой темы в ближайшее время и уже не в общих чертах, а с прицелом на конкретные решения. Регион Персидского залива, как нам кажется, дозрел до прагматичного и разумного разговора всех заинтересованных сторон. Мы, со своей стороны, готовы сделать всё, чтобы такой диалог был запущен как можно скорее.

Г-н Председатель,

Хотел бы воспользоваться возможностью и поблагодарить делегации всех пяти стран, покидающих Совет с 1 января за совместную работу. Мы признательны за ваш вклад в деятельность возглавлявшихся вами вспомогательных органов СБ. Жаль, что по этому поводу нам не удалось собраться очно, он его заслуживал. Удачи вам, коллеги, во всех начинаниях, будем теперь сотрудничать в Генассамблее и других органах ООН!

Благодарю за внимание.

 

Ответное слово после выступления представителя Германии:

Я вынужден еще раз взять слово, хотя не планировал этого делать, чтобы ответить на слова моего немецкого коллеги Кристофа Хойсгена. За время работы в Совете у него, похоже, выработалась своеобразная зависимость – ни заседания без критики России, даже если тема мероприятия для этого не подходит. Надеюсь, что после 1-го января этот нездоровый симптом у Кристофа пройдет. 

Кристоф, Вы несколько минут назад не к месту упомянули сюжет с блогером Навальным, рекомендовали нам прочитать недавний материал «Шпигеля». Мы, конечно же, читаем прессу, однако не принимаем утверждения журналистов за истину в последней инстанции, тем более когда они делаются с основой на источники, давно известные как своего рода журналистское отделение западных спецслужб. Мы доверяем только не вызывающим сомнения фактам. В данном же случае степень абсурдности упомянутых Вами журналистских утверждений просто зашкаливает. Даже как-то неудобно, что подобный низкосортный и непрофессиональный бред продвигаете Вы, Кристоф, политик и дипломат с репутацией серьезного, хотя и очень эмоционального человека. Видимо, сказывается многолетнее интенсивное чтение «Нью-Йорк таймс». Не каждый рассудок выдержит такую нагрузку фейковыми новостями. Мы Вас об этом предупреждали.

Что же касается дела о так называемом отравлении Навального, то я бы хотел напомнить нашим немецким коллегам, что до сих пор остаются без ответа не только наши многочисленные конкретные вопросы германской стороне, но и пять официальных запросов Генпрокуратуры России о правовой помощи. Без этого говорить о том, что германская сторона серьезным образом подходит к этому сюжету, просто смешно. Пожалуйста, не забывайте об этом, когда вы будете подыгрывать новым фантасмагорическим откровениям господина Навального. Рано или поздно за всю эту развязанную Берлином с его подачи кампанию клеветы придется отвечать.

Напоследок, дорогой Кристоф, хотел бы попрощаться с Вами афоризмом недавно покинувшего этот мир писателя Михаила Жванецкого: «Как жаль, что Вы наконец-то уходите». Нам честно будет Вас не хватать. Удачи Вам на любом поприще, которым Вы решите заниматься и всего Вам самого доброго. 

Спасибо.