Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН «Мир и безопасность в Африке: усиление африканского потенциала в сфере мира и безопасности»

Г-н Председатель,

Благодарим Вас за организацию столь своевременного мероприятия. Признательны Генеральному секретарю Антониу Гутеррешу и Комиссару по вопросам мира и безопасности Афрокомиссии Смайлу Шерги за их подробные брифинги.

Приветствуем усилия наших африканских партнеров по разрешению конфликтов на континенте. Выделяем заметную интенсификацию деятельности Африканского союза и субрегиональных организаций в этой сфере, в том числе посредством формирования общеконтинентальной архитектуры мира и безопасности. Не можем не отметить и принятый Афросоюзом амбициозный план по прекращению вооруженных конфликтов на континенте к 2020 году.

Уверены, что для эффективного преодоления кризисных явлений в Африке требуется подход, сочетающий, прежде всего, ведущую роль самих африканцев, которые определяют пути урегулирования тех или иных противоречий, и эффективную поддержку этих усилий международным сообществом. Поддерживаем подход «африканским проблемам – африканские решения».

Выступаем за тесное взаимодействие ООН, африканских организаций, а также отдельных государств с целью выработки согласованных подходов к разрешению конфликтных ситуаций в Африке на основе Устава ООН, соответствующих резолюций СБ и ГА ООН, а также при соблюдении базовых принципов миротворчества.

При этом принципиальная позиция России состоит в том, что любое урегулирование должно осуществляться политическими методами с опорой на национальный диалог и урегулирование коренных причин конфликтов.

Понимаем озабоченность африканских партнеров ресурсным обеспечением африканских операций по поддержанию мира. Важно повышать предсказуемость, надежность и гибкость в вопросе финансирования афроопераций и совместных миссий. В принципиальном плане не возражаем против рассмотрения возможностей расширения участия ООН в таких миссиях, готовы к дальнейшему конструктивному диалогу в этой связи. При этом исходим из того, что вне зависимости от выбранного варианта крайне важно сохранить действующий в ООН порядок рассмотрения и утверждения соответствующих бюджетных заявок, обеспечить транспарентность и подотчетность при выделении и использовании средств, а также предусмотреть участие ооновского персонала на всех этапах планирования и практической реализации поставленных задач.

Г-н Председатель,

Считаем, что одной из причин роста нестабильности на африканском континенте являются попытки «политического инжиниринга» в ряде государств региона Ближнего Востока и Северной Африки.

Сожалеем, что наработки Афросоюза по Ливии и Кот-д'Ивуару были попросту проигнорированы. Неравноправное, основанное на идеологических догматах неуважительное отношение к другим государствам и к международному праву спровоцировало грубое вмешательство во внутренние дела африканцев, привело к дезинтеграции государственных структур, образованию в них новых очагов нестабильности, разгулу террористических группировок, в том числе ИГИЛ.

Укрепление позиций ИГИЛ в Ливии и проникновение боевиков дальше на юг (Мали, Нигер, Чад) создали плацдарм для вызревания разноплановых теругроз в Сахаро-Сахельском регионе (ССР). Отчетливо прослеживается тенденция к налаживанию взаимодействия игиловцев с местными тергруппировками («Боко Харам», «Аль-Каида в исламском Магрибе»).

Особую обеспокоенность вызывает наращивание взаимодействия ИГИЛ с «Боко Харам». В приграничных зонах стран «Сахельской пятерки» активизирует свою деятельность группировка «Мурабитун», стремящаяся объединить все исламистские структуры Мали, Нигера и Мавритании. В Сомали под «знаменами» «Аль-каиды» не снижает активности тергруппировка «Аш-Шабаб».

Материальную подпитку террористов обеспечивают подконтрольные им криминальные структуры, занимающиеся контрабандой наркотиков и оружия, организацией каналов нелегальной иммиграции и захватом заложников. Существенным источником дохода террористов остается нелегальная торговля нефтью и нефтепродуктами. Усиливается трансграничная смычка террористов и криминала, представляющая собой, в сущности, региональную систему воспроизводства, наращивания потенциала, ресурсной базы, а также идеологического влияния в среде террористического интернационала.

Россия последовательно выступает за такое объединение международных усилий, которое позволило бы выработать согласованные подходы к противодействию террористической угрозе на Африканском континенте с акцентом на содействие странам региона в укреплении их антитеррористических усилий.

Поддерживаем инициативы в ООН, нацеленные на создание более благоприятных условий для оказания профильного технического содействия и повышения потенциала страна Африки. Готовы делиться с африканскими партнерами имеющимся опытом по проблематике антитеррора, реализовывать проекты по повышению потенциала стран континента в борьбе с угрозами терроризма и экстремизма.

В связи с активизацией деятельности террористических организаций в регионе в российских вузах ведется работа по подготовке кадров для африканских правоохранительных органов, а также миротворцев. Ежегодно в образовательных учреждениях МВД России проходят подготовку до 80 миротворцев, а также африканские полицейские по программам высшего образования (порядка 150 чел.) и на краткосрочных курсах повышения квалификации (300 чел.).

Г-н Председатель,

Расцениваем как достойную сожаления очередную попытку делегации Украины отвлечь внимание Совета Безопасности от вопросов, которые мы сегодня обсуждаем.

Благодарю Вас.