Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по теме «Цели и принципы Устава ООН в поддержании международного мира и безопасности»

Г-н Председатель,

Мы благодарны двум генеральным секретарям ООН за участие в сегодняшнем заседании. Рады видеть Вас в этом зале, г-н Пан Ги Мун.

Благодарны за организацию сегодняшнего заседания. Предложенная для обсуждения тема весьма актуальна для современного состояния международных отношений, роли в них ООН и непосредственно - ее Совета Безопасности.

Закрепленные в Уставе ООН цели и принципы – независимость и суверенное равенство государств, невмешательство в их внутренние дела, мирное урегулирование споров – представляют собой основу добрососедства государств, их взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества для всеобщего блага.

К сожалению, на протяжении всей истории ООН мир был свидетелем многочисленных примеров откровенного пренебрежения Уставом ООН вплоть до незаконного применения силы, неприкрытого вмешательства в дела государств, разрушения извне традиционных общественных устоев, насильственной смены власти и насаждения чуждых культурных и социальных норм. Для этих целей часто манипулируют не пользующимися консенсусной поддержкой концепциями «ответственности по защите», «верховенства права», «права человека прежде всего» и другими интрузивными инструментами.

В результате нагрузка на Совет Безопасности, ответственный за поддержание международного мира и безопасности, не спадает. Конфликтные ситуации, часто провоцируемые именно извне, возникают с изрядной периодичностью. При этом часто вместо стремления решать все проблемы совместно – путем профессионального диалога, основанного на взаимном уважении и равноправии, – искусственно нагнетается атмосфера напряженности и недоверия. Вместо коллективных действий выбираются односторонние меры, экономическое давление и угрозы, в том числе угрозы силой. Все эти  методы несовместимы с международным правопорядком.

Причина тому, как нам видится, лежит на поверхности. Некоторым государствам трудно принять очевидную вещь – эпоха «холодной войны», равно как и «постбиполярный» этап, закончились. Мир находится в процессе становления нового, более справедливого демократического полицентричного мироустройства. Его суть – в появлении и укреплении новых центров экономической мощи и политического влияния.

По сути, многополярность – это воплощение культурно-цивилизационного многообразия современного мира, желания народов самим определять свою судьбу, их естественного стремления к справедливости. Следует смириться с тем, что государства хотят строить свою жизнь сами, без чужих подсказок и непрошенных советов.

Кстати, хотел бы напомнить постпреду США Н.Хейли: в России не режим, а законно избранный президент и назначенное правительство. Я бы попросил в будущем американскую делегацию соблюдать хотя бы элементарные дипломатические приличия. К слову, в Сирии тоже законное правительство, нравится это кому-то или нет.

Мы видели бомбардировки Югославии и Ливии, грубо попирающие международное право и резолюции СБ, оккупацию Ирака под ложным предлогом. Ответственность за все эти преступные деяния никто не понес. И это несмотря на наличие международных уголовных трибуналов, учрежденных Советом Безопасности, и эксперименты по передаче дел в сторонние структуры, которые предпочли стыдливо закрыть на все это глаза – что Международный трибунал по бывшей Югославии, что Международный уголовный суд.

Посеян хаос в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, что дало возможность поднять голову террористическому интернационалу, привело к созданию «Аль-Каиды», ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусры». В итоге мир столкнулся с целым террористическим квази-государством, принесшим ужас и многочисленные страдания. Его окончательного разгрома – ценой неимоверных усилий – еще предстоит добиться. При этом вопрос суверенитета и территориальной целостности Сирии до сих пор остается разменной монетой в геополитических устремлениях целого ряда внешних «игроков».

Спровоцированный в Ливии хаос привел к резкому обострению террористической угрозы в Африке. Когда мы напоминаем, откуда «растут ноги» этого кризиса, те, кто бомбами насаждал демократию в этой стране, стыдливо отводят глаза.

Надо думать о последствиях своих шагов, а не жить лозунгами.

Надо решать застарелые кризисы и конфликты, такие, например, как израильско-палестинский, а не провоцировать все новые и новые.

Г-н Председатель,

Открытое подстрекательство извне привело к антиконституционной смене власти на Украине, бесконтрольному расползанию в стране национализма и неонацизма, внутреннему вооруженному конфликту и многочисленным жертвам на юго-востоке страны. Хочется спросить, почему мы не слышали тогда – в 2014 году - столь популярные сегодня у ряда делегаций тезисы о необходимости предотвращать конфликты?

Кстати, именно сегодня 21 февраля исполняется четыре года со дня подписания соглашения о политическом урегулировании на Украине, подписанного Президентом В.Януковичем и лидерами оппозиции. Напомню, что договоренность была попрана захватившими власть в Киеве оппозиционерами уже на следующий день при молчаливом непротивлении его гарантов.

Россия прямо заинтересована в скорейшем завершении конфликта на Украине и готова всячески способствовать этому. Активно работаем в контактной группе в Минске, «нормандском формате», выдвигаем инициативы в Совете Безопасности. Однако пока Киев саботирует Минский процесс, и «продает» миру свою легенду о происходящем в стране, пока киевские власти пользуются в этом поддержкой своих покровителей, на конструктивное развитие событий надежды мало.

Г-н Председатель,

Сегодня мы являемся свидетелями нового, еще невиданного в таких масштабах в истории феномена огульного обвинения стран во вмешательстве во внутренние дела и процессы. Это очень удобный повод оправдать любые свои беззаконные действия, не утруждая себя предъявлением доказательств, а заодно и заставить мир подзабыть о собственном непрекращающемся вмешательстве в дела суверенных государств.

Г-н Председатель,

Напомню, что в декабре прошлого года Генеральная Ассамблея приняла резолюцию о содействии установлению демократического и справедливого миропорядка, в которой четко заявлено о недопустимости вмешательства во внутренние дела суверенных государств, непризнании государственных переворотов как метода смены власти, необходимости исключить из международного общения попытки незаконного давления, включая экстерриториальное применение национального законодательства.

За резолюцию проголосовало подавляющее большинство государств-членов ООН. Пора заняться ее воплощением в жизнь, отказаться от двойных стандартов и на деле доказать приверженность системообразующим принципам Устава ООН, как никогда востребованным в условиях усложняющихся международных отношений.

Г-н Председатель,

Сегодня много говорилось о Восточной Гуте и о той озабоченности, которую страны-члены и сам Генеральный секретарь проявляют относительно ситуации вокруг нее. У нас есть конкретное предложение. Мы просим Председательство созвать завтра открытое заседание Совета Безопасности ООН, чтобы обсудить ситуацию в Восточной Гуте. Я думаю, что это необходимо, с учетом той озабоченности, которую мы сегодня слышали, и для того, чтобы все стороны могли представить свое виденье и понимание этой ситуации и предложить пути выхода.

Благодарю Вас.