Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи в ходе заседания Совета Безопасности ООН по пункту повестки дня «Мир и безопасность в Африке» (Совместные силы Сахельской «пятерки»)

Г-н Министр,

Рады приветствовать Вас в кресле Председателя Совета. Благодарим Генерального секретаря А.Гутерреша, Министра иностранных дел Мали А.Диопа, Председателя Комиссии Афросоюза Мусу Факи Махамата и спецпредставителя Евросоюза по Сахелю А.Лосаду за развернутые доклады.Приветствуем также находящихся в этом зале министров иностранных дел Буркина-Фасо, Чада, Мавритании и Нигера.

Обеспокоены положением в Сахаро-Сахельском регионе. Несмотря на предпринимаемые усилия, терроризм (подчеркну: именно терроризм, а не экстремизм, и об этом нам говорили собеседники в ходе недавней миссии Совета Безопасности в данный регион) по-прежнему представляет серьезную угрозу для безопасности и стабильности в этой части Африканского континента.

Дополнительный дестабилизирующий эффект придают проблемы транснационального характера: наркоугроза, нелегальный оборот оружия, контрабанда различных товаров, сепаратистские тенденции, острые внутренние конфликты, непростая гуманитарная и социально-экономическая ситуация.

Обстановка в Сахеле служит напоминанием о деструктивности внешнего силового и откровенно бездумного вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Нелишне напомнить, и мы об этом часто говорим, что именно операция по смене режима в Ливии, осуществленная в нарушение международного права и соответствующих решений Совета Безопасности, стала катализатором нестабильности в упомянутом регионе.

Приветствуем создание странами «Сахельской пятерки»
(G5-Sahel) Совместных сил по противодействию террористической угрозе, которые были единогласно одобрены резолюцией СБ 2359. Исходим из того, что это адекватный ответ на региональные вызовы в русле принципа «африканским проблемам – африканские решения». Убеждены, что только таким образом можно добиться устойчивого мира в Африке.

Эта объединенная группировка будет способствовать решению целого ряда задач. И это не только контртеррористическая деятельность, но и ликвидация трансграничных криминальных группировок, являющихся пособниками террористов.

Выступаем за оперативное размещение Совместных сил «на земле» и поддерживаем настрой их участников на скорейшее осуществление данной цели. Поощряем усиление взаимодействия между ними в этой сфере. Вместе с тем, по итогам уже упомянутой миссии СБ в Сахаро-Сахельский регион у нас сложилось впечатление, что страны «пятерки» двигаются в процессе развертывания сил с разными скоростями, отстают от выделения своих контингентов. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что только действительно совместные скоординированные усилия всех членов сахельской региональной группы без исключения способны привести к эффективным результатам.

Сахельцы нуждаются в поддержке по реагированию на стоящие перед ними вызовы. И они ее заслуживают. Исходим из важности оказания международным сообществом содействия «пятерке». Серьезное внимание нужно уделить опциям, предложенным Генсекретарем в докладе по резолюции СБ 2359, относительно подключения ООН к соответствующим усилиям на этом направлении.

При этом считали бы целесообразным подумать над постепенным наращиванием содействия со стороны ООН, начав с четвертого варианта. Тем более, что мандаты Миссии ООН по стабилизации и Совместных сил Сахельской «пятерки» совпадают в части оказания поддержки малийскому правительству в распространении его власти на всей территории страны. А здесь еще предстоит решить немало проблем. Поэтому вряд ли было бы оправданным забегать вперед до того, как уже санкционированные Советом Безопасности задачи будут выполнены.

Г-н Министр,

Очевидным остается факт, что для обеспечения долгосрочной безопасности, развития и стабильности в регионе требуется параллельно с мерами контртеррористического характера укреплять государственные институты, обеспечивать системное экономическое и социальное развитие, повсеместное уважение прав человека и соблюдение верховенства права.

В этом плане хотели бы высоко оценить соответствующие программы по развитию удаленных районов, принятые правительствами Буркина-Фасо и Мавритании.

Считаем, что консолидирующей основой для продвижения на упомянутых направлениях является Комплексная стратегия ООН для зоны Сахеля, потенциал которой не раскрыт в полной мере.

Необходимо добиваться повышения отдачи от имеющихся механизмов Стратегии и максимального вовлечения в нее стран Сахаро-Сахельской зоны и Африканского континента в целом с акцентом на соответствующие шаги со стороны Афросоюза, ЭКОВАС и, собственно, самой «Сахельской пятерки». Мнение регионалов имеет приоритетное значение в этом процессе.

В заключение хотели бы отметить, что терроризм в эру глобализации приобрел глобальный характер. Эту угрозу можно искоренить только максимально широким фронтом, к формированию которого Россия призывает вот уже долгое время. Кроме того, наша страна приступила к оказанию поддержке силовым структурам ряда стран Сахеля и будем продолжать такое взаимодействие. Ведь от повышения потенциала национальных вооруженных сил будет зависеть эффективность Совместных сил Сахельской «пятерки».

Благодарю Вас.