Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.М.Евстигнеевой в ходе основной сессии Специального комитета ГА ООН по вопросам операций ООН по поддержанию мира

Г-н Председатель,

Позвольте поздравить всех членов Бюро Спецкомитета по миротворчеству с избранием в его состав.

На фоне увеличения количества и усложнения современных конфликтов миротворческие миссии ООН остаются ключевым инструментом поддержания международного мира и безопасности. Они все чаще развертываются в опасных условиях, в ситуациях внутриполитического, экономического и гуманитарного кризиса, осложняются террористическими угрозами и ростом организованной преступности. Тревожная тенденция к росту потерь среди ооновских миротворцев в Мали, ДР Конго, ЦАР и других «горячих точках» подтверждает необходимость сделать максимум для предотвращения подобных трагедий в будущем.

Безусловно, деятельность ООН на миротворческом направлении требует адаптации к современным международным реалиям. Россия поддерживает стремление Генерального секретаря ООН к оптимизации миротворческих миссий, повышении эффективности и безопасности «голубых касок». Выдвинутая А.Гутеррешем инициатива «Действия для миротворчества» и разработанная в ее развитие декларация «О совместных обязательствах» получили, с рядом принципиальных оговорок, одобрение с нашей стороны.

Выражая поддержку назревшим реформам, мы не устаем повторять, что суть миротворчества – безальтернативность политического разрешения конфликтов – неизменна. Незыблемым должно оставаться и соблюдение базовых принципов миротворчества: согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме самообороны и защиты мандата. При этом главную ответственность за безопасность населения, налаживание политпроцесса, устранение причин кризиса и постконфликтное восстановление несут принимающие государства. Одновременно международное сообщество должно быть готово оказать необходимое содействие государствам, оказавшимся в сложной ситуации. Только отталкиваясь от этих основ можно двигаться вперед.

В этой связи уверены в том, что во главу угла должно быть поставлено сотрудничество миротворческих операций и Секретариата ООН с принимающими правительствами, подменить которое ни гражданское общество, ни НПО не могут – здесь не должно быть иллюзий. Не поддерживаем мы и стремление поставить в центр мандатов второстепенные и несвойственные миротворчеству задачи, в том числе в области прав человека. Считаем опасными попытки их искусственного уравнивания с защитой гражданских лиц, при которой предусматривается возможность задействования главы VII Устава ООН, а также применения силы.

Следует также понимать, что «силовое» (robust) миротворчество не является панацеей. Увлечение «силовыми» действиями способно подорвать нейтральный статус «голубых касок», превратить их в активных участников конфликта с сопутствующим ростом угроз для жизни и здоровья миротворцев. К тому же в большинстве случаев не видим на практике какой-либо особенной отдачи от таких усилий для урегулирования.

Исходим из того, что процесс реформирования миротворческой деятельности должен осуществляться прозрачно - в соответствии решениями, принятыми государствами-членами. Очередная сессия Специального комитета по миротворчеству (С-34), как это закреплено в параграфе 19 его последнего доклада, является именно тем «единственным форумом ООН, которому поручено заниматься всесторонним рассмотрением вопросов миротворчества, включая меры по укреплению способности ООН проводить Операции по поддержанию мира». В этой связи мы были озадачены тем, что в «Декларации о взаимных обязательствах» не отражена ключевая координирующая роль С-34.

Господин Председатель,

Принятые в рамках Специального комитета решения и поручения должны служить ориентиром для Секретариата ООН и миссий «на местах» при осуществлении своих исполнительных функций. Это также в полной мере касается разрабатываемых Секретариатом концепций, пособий, руководящих принципов и других документов.

Напротив, создание альтернативных площадок и форумов, попытки продвижения узкоспециализированных инициатив в обход С-34, в том числе через Совет Безопасности ООН, считаем контпродуктивными. Так, убеждены, что разрабатываемая ООН стратегия повышения эффективности миротворчества (performance policy framework) в преддверии ее реализации должна быть одобрена Комитетом. В ее обсуждении  в духе партнерства должны принять участие все заинтересованные государства, в том числе страны-поставщики контингентов и основные плательщики. Проталкивание имплементации этой стратегии в ряде миротворческих миссий ООН, осуществленное некоторыми странами через СБ ООН, вряд ли будет способствовать достижению поставленной цели – повышению эффективности выполнения мандатов.

Продолжаем внимательно следить за усилиями Секретариата по переводу в практическую плоскость концепции «разведка в миротворчестве/сбор и анализ информации» (peacekeeping-intelligence/information gathering and analysis). Исходим из того, что, разведка в ОПМ может использоваться исключительно для обеспечения безопасности миротворцев и защиты гражданских лиц. Сбор данных должен осуществляться строго в соответствии с Уставом ООН, с согласия принимающей стороны и сугубо законными методами. Особое значение имеют надежное хранение и безопасная обработка чувствительной информации.

Хотелось бы также напомнить, что в соответствии с параграфом 151 последнего доклада С-34 важно использовать согласованную в Комитете терминологию, в т.ч. в отношении «разведки в миротворчестве». Это, в частности, относится и к «Плану действий» в отношении «доклада Круза».

Важную роль в вопросе оптимизации миротворческих миссий играет повышение качества их материально-технического оснащения и уровня профессиональной подготовки кадров. Как мы понимаем, эти сложные вопросы также будут находиться в фокусе внимания нынешней сессии С-34. Готовы также к изучению предложений африканских государств по наращиванию взаимодействия ООН с Афросоюзом.

Только неукоснительное соблюдение консенсусных решений государств на практике сможет обеспечить необходимый уровень доверия между всеми заинтересованными сторонами, а значит, способствовать итоговому успеху. Со своей стороны, призываем и Специальный комитет ответственно подходить к согласовываемому им докладу: его формулировки должны быть четкими, а выданные Секретариату поручения – актуальными и реалистичными, ориентированными на интересы миротворчества ООН в целом. Не поддерживаем стремление отдельных государств насытить доклад узкими национальными приоритетами.

Категорически не принимаем также политизацию площадки Специального комитета. В этой связи отвергаем безосновательные обвинения, сделанные вчера представителем Украины, которые не свидетельствуют об уважении им настоящего форума. Представители Украины регулярно делают политические заявления о необходимости миротворческой миссии ООН в Донбассе, однако на практике самоустранились от работы по данному вопросу. Российский проект резолюции СБ ООН остается единственным, находящимся «на столе» реальным и реалистичным предложением на этот счет. Не буду останавливаться на ключевой причине отсутствия прогресса в урегулировании конфликта в Донбассе – саботаже Киевом выполнения Минского Комплекса мер, принятого ровно четыре года назад. Отмечу, что дискуссия на сей счет состоится сегодня по инициативе России в Совете Безопасности ООН.  

Господин Председатель,

Российская Федерация обладает солидным опытом в области миротворческой деятельности. Российские военные наблюдатели и полицейские, в том числе женщины, несут службу в различных операциях по поддержанию мира, в первую очередь в Африке и на Ближнем Востоке. Мы активно участвуем в предоставлении авиауслуг для нужд ООН.

Успешно функционирует Центр подготовки миротворцев МВД России в Домодедове – один из немногих в мире, прошедших сертификацию по ооновскому стандарту. Ежегодно там проходят обучение более 100 иностранных полицейских-миротворцев, среди которых немало женщин. Военный учебно-научный центр Минобороны России в Наро-Фоминске, а также Международный противоминный центр в Нахабино также готовы обучать миротворцев и специалистов по разминированию из развивающихся стран. Будем продолжать оказывать всевозможное содействие укреплению потенциала миротворчества ООН.

Господин Председатель,

Основная сессия С-34 проходит в этом году на фоне новых реформаторских инициатив. Наша задача – внимательно изучить их, взвесив все возможные последствия, и в ходе открытой дискуссии принять конкретные решения, которые войдут в ежегодный итоговый доклад и станут основой для дальнейшего развития ооновского миротворчества.

Благодарю за внимание.