Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Ответы на вопросы российских СМИ Постпреда России при ООН В.А.Небензи по итогам консультаций Совета Безопасности ООН по КНДР

Вопрос: О чем конкретно шла речь на сегодняшних консультациях и есть ли ощущение, что это последнее «китайское предупреждение» для Северной Кореи?

Ответ: В таком случае оно не только «китайское». Мы тоже в этом участвовали и предупреждали о том, что, к сожалению, мы находимся в «порочном круге» из которого никак не можем вырваться. За очередным испытанием следует очередная санкционная резолюция, а за ней следует очередное испытание. Мы подчеркивали, подчеркиваем и будем продолжать подчеркивать, что никакого выхода из северокорейского кризиса, кроме как политико-дипломатического, не существует.

Сегодня СБ ООН обсуждал тему пусков баллистических ракет КНДР. Было согласовано Заявление Председателя Совета Безопасности, которое, кстати говоря, своим последним пунктом подчеркивает необходимость продолжения поиска политико-дипломатического урегулирования.

Помимо этого мы много говорили о том, что мы зашли в «порочный круг», из которого необходимо вырваться и мыслить нестандартно, нетривиально, нелинейно. Многие страны говорили о том, что уже давным-давно пора задействовать дипломатию. И это не только их точка зрения. В экспертном сообществе в США зреет мнение о том, что альтернативы политико-дипломатического урегулированию не существует. Военное решение неприемлемо. Это понимают американские эксперты, и, я надеюсь, понимают и американские власти.

Также в ходе консультаций звучали идеи о том, чтобы привлечь услуги Генерального Секретаря, который, возможно, будет способен найти некие форматы, в которых этот вопрос мог бы обсуждаться.

Вопрос: О нетривиальном решении проблемы вокруг КНДР. Есть ли у Вас в кармане идеи?

Ответ: Безусловно, есть. Мы сегодня снова  об это снова повторили. Это дорожная карта, которую предложили Россия и Китай и заявление от 4 июля от наших министров иностранных дел. Других  продуманных идей урегулирования на сегодня не существует.

Сегодня на заседании Совета Безопасности американская сторона, ссылаясь, видимо, на заявление Р.Тиллерсона, сделанное утром, призвала Россию и Китай как можно скорее выполнить санкционную часть резолюции 2375. Мы на это ответили, что мы ответственные члены международного сообщества и выполняем все резолюции Совета Безопасности, которые мы же сами и принимаем.

Однако резолюции СБ, в том числе и последняя по Северной Корее содержат не только санкционную часть, но и довольно значительную политическую часть, которую пока мало кто спешит выполнять. Игнорирование политической части тоже расценивается нами как невыполнение резолюции. Мы обратились к Соединенным Штатам и их партнерам о том, чтобы обратить на это особое внимание и, наконец, заняться политическим урегулированием.

Вопрос: Что из политической части резолюции не выполняется?  

Ответ: Главное сейчас из политического, что лежит на столе – это предложение о так называемой «двойной заморозке»: прекращении северокорейских испытаний и замораживании военной активности вокруг Корейского полуострова и, в идеале, выход к возврату на шестисторонние переговоры о денуклеаризации Корейского полуострова.

Вопрос: Когда в следующий раз Совет Безопасности будет обсуждать этот вопрос?

Ответ: Сейчас трудно сказать, но мы уже не первый раз говорим о том, что санкционные резолюции себя практически исчерпали. Вы же видите, что они не оказывают влияния на поведение КНДР, испытания продолжаются. Пхеньян демонстративно показывает всему миру, что игнорируют эти резолюции.

Вопрос: Нужна ли некая дополнительная резолюция, разъясняющая шаги по политической части урегулирования нынешнего кризиса вокруг КНДР?

Ответ: Я думаю, что такой сигнал международного сообщества требуется. Вопрос в том, все ли готовы принять такую резолюцию на сегодняшний момент? На следующей неделе в ходе сегмента высокого уровня, я уверен, эта тема будет подробно обсуждаться во многих форматах – и в двусторонних, и в многосторонних. Посмотрим, к чему мы придем в этом вопросе через неделю.

Вопрос: По поводу встречи по реформе ООН. Каково наше отношение, и будем ли мы в ней участвовать?

Ответ: Не уверен, что мы подпишем эту декларацию. Многие из идей, которые там изложены, очень важны и идут в русле предложений, которые выдвигает Генеральный секретарь ООН. Но декларацией реформу ООН не проведешь и Организацию не изменишь.

Реформа ООН должна быть результатом межправительственных процессов. Эта декларация – документ государств, которые придерживаются схожих взглядов по этому вопросу. Но это не есть инструкция Генеральному секретарю, как перестроить Организацию. Повысить ее эффективность, отладить какие-то механизмы можно только через решение межправительственных органов.

Вопрос: То есть Соединенные Штаты «перетягивают на себя одеяло»?

Ответ: Я бы не ставил так вопрос. Они не могут «перетянуть одеяло», потому что ни они, ни какая либо группа единомышленников не может провести реформу ООН без согласия всех стран-членов.