Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по пунктам повестки дня 120 «Осуществление резолюций Организации Объединенных Наций» и 121 «Ревитализация работы Генеральной Ассамблеи ООН»

Г-н Председатель,

Приветствуем созыв сегодняшнего заседания Генассамблеи по вопросам осуществления резолюций Организации Объединенных Наций и ревитализации работы Генеральной Ассамблеи ООН. Хотели бы поздравить постоянных представителей Хорватии и Колумбии с назначением на должность сопредседателей соответствующей Рабочей группы и пожелать им успехов на этом поприще. Внимательно выслушали выступление Председателя Генассамблеи
г-на Мирослава Лайчака.

Отмечаем работу постпредов Хорватии и ОАЭ в качестве сопредседателей указанной Рабгруппы в ходе 71-й сессии. Благодаря напряженным усилиям государств-членов, которые они возглавили, в принятую 8 сентября резолюцию 71/323 был заложен ряд немаловажных положений, призванных дополнительно оптимизировать рабочие методы Генассамблеи и ее основных комитетов, снять возможные шероховатости в диалоге с Секретариатом, усовершенствовать публикацию журнала ООН и пр. При этом документ получился довольно взвешенным.

Российская делегация готова продолжать конструктивно участвовать в усилиях по ревитализации Генассамблеи. Вместе с тем они должны носить деполитизированной характер и нацеливаться в первую очередь на повышение эффективности этого органа. Последней цели можно во многом достичь через дальнейшую отладку рабочих методов и упорядочение все еще перегруженной повестки дня. В частности, необходимо продолжить работу по переводу некоторых пунктов повестки ГА на двух- или трехгодичную основу и удалению неактуальных.

Поддерживаем инициативы разгрузить «неделю высокого уровня» в рамках общеполитической дискуссии. В ходе пребывания в Нью-Йорке у глав государств и правительств, а также министров иностранных дел и без того напряженный график двусторонних контактов. Целесообразно ограничить на этот период число мероприятий высокого уровня. Их можно равномерно распределять в течение всего срока сессионной работы. При этом немаловажно, чтобы такие изменения учитывали интересы всех государств членов.

Исходим из того, что любые начинания должны основываться на неукоснительном соблюдении схемы распределения прерогатив между главными органами ООН, как это закреплено в Уставе ООН. Нередко в адрес Совета Безопасности раздается критика, будто он посягает на полномочия других органов ООН. Разделяем эту озабоченность. Нашим коллегам по СБ известно, что мы сдержанно относимся к рассмотрению в нем тематических сюжетов. Считаем, что СБ должен фокусироваться на страновых сюжетах и на вопросах, по которым он может и должен принимать конкретные решения.

В последние годы много внимания уделяется вопросам повышения прозрачности и «демократичности» процедуры отбора и избрания Генсекретаря. Готовы продолжать работать по разумной оптимизации существующего порядка. Вместе с тем исходим из того, что идеи на этот счет требуют кропотливого изучения, в первую очередь на предмет строго соответствия Уставу ООН, согласно которому Генсекретарь назначается Генассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Также не следует забывать, что главная задача – избирать на пост Генсекретаря наиболее достойного кандидата. Стремление к излишней кодификации процедуры чревато нежелательными последствиями.

Что касается вопроса выполнения резолюций Генассамблеи, то здесь проблема, как представляется, не только в дефиците политической воли. Она, безусловно, необходима для их эффективного осуществления. Однако не менее важным фактором является также степень реализуемости принимаемых решений. Прежде чем предлагать те или иные проекты, важно задаваться вопросом: насколько они выполнимы в случае одобрения.

Благодарю за внимание.