Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина по пункту повестки дня «Доклад Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов»

Г-н Председатель,

Мы признательны руководству Остаточного механизма (Residual Mechanism) за доклад о деятельности этой структуры. Мы  внимательно отслеживаем её работу, включая все ведущиеся судопроизводства.

Работа Механизма в прошедшие с момента предыдущего брифинга месяцы, судя по докладу, во многом застопорилась. Ее характер все больше напоминает МТБЮ в худшие периоды Трибунала.

В последнее время мы с обеспокоенностью наблюдаем чехарду с судьями, в частности с председательством в апелляционных палатах. Весь этот хаос имеет давние корни – а именно в безответственном подходе к процедуре отбора судей на апелляции Радована Караджича и Ратко Младича. Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея, как известно, укомплектовали реестр судей целым рядом новых имен. Но руководство Механизма все равно задействует на процессах главным образом тех, кто работал еще на МТБЮ. Отсюда и проблемы.

Мы изучили имеющиеся в открытом доступе свежие постановления Механизма по делам Р.Младича и Р.Караджича. Похоже, что в пылу процедурной перепалки и сведения счетов друг с другом руководители Механизма забыли, что в их руках - человеческие судьбы, которые ожидают справедливого правосудия.

При этом Совету предлагается просто смириться с тем, что решение по делу Р.Караджича следует ждать еще несколько месяцев, пока новый председательствующий в палате судья ознакомится с материалами дела. Надеемся, что ему на это не понадобится столько времени, сколько это заняло у соответствующего судьи при рассмотрении дела Воислава Шешеля.

Мы приняли к сведению решение судьи Йонсена не передавать руандийским властям процесс о «неуважении к суду». Как мы понимаем, он считает «весьма вероятным, что этот процесс начнется и закончится быстрее, если останется в Механизме». Хочется надеяться. Посмотрим, во что это выльется в реальности.

Вопросы обеспечения обвиняемых своевременной и надлежащей медицинской помощью также остается на повестке дня. Мы по-прежнему обеспокоены халатным отношением к состоянию здоровья Ратко Младича, качественное обследование и лечение которого мы требовали провести неоднократно. Повторимся: если это - непосильная задача для тюремных врачей Механизма, то надо было бы временно освободить г-на Младича для целей лечения в России или Сербии.

Вновь обратили внимание на разделы доклада, посвященные помощи Остаточного механизма в наращивании потенциала национальных судебных органов, осуществляющих уголовное преследование по делам о военных преступления.

Вынужден напомнить - в уставных документах Механизма такого мандата у Прокуратуры нет. Тем более, на соответствующую работу в странах, не имеющих никакого отношения к ситуациям, находящимся на рассмотрении Остаточного механизма. Вновь призываем Механизм прекратить нецелевое расходование выделяемых ему финансовых средств и кадровых ресурсов. Ожидаем, что он не будет отвлекаться на не предусмотренные его Уставом задачи и сосредоточится на скорейшем и эффективном завершении вверенных ему функций.

Благодарю Вас.