Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи по мотивам голосования по проекту резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии

Г-н Председатель,

После продолжительных консультаций, в ходе которых подавляющее большинство делегаций демонстрировало искренний настрой на совместный поиск решения, за что мы их благодарим, Совет Безопасности единогласно принял гуманитарную резолюцию по Сирии. Я бы хотел особо поблагодарить пенхолдеров – постпредов Кувейта и Швеции – за их неустанные усилия и стремление достичь компромисса до самого последнего момента. Россия поддержала этот документ, поскольку он побуждает сирийские стороны конфликта к скорейшему прекращению боевых действий, выполнению ранее согласованных договорённостей на этот счёт и переговорной работе по общей деэскалации и установлению длительных гуманитарных пауз на всей территории страны.

Согласование этой резолюции у нас заняло так много времени, потому что мы не поддерживали заложенную в ней директивную схему немедленного установления режима прекращения боевых действий на достаточно длительный срок. Просто потому, что это в таком виде не выполнимо. Принятием директивы без конкретных договоренностей между враждующими сирийскими сторонами прекращения огня не наступает. Такой оторванный от жизни подход точно не поможет решению неотложных гуманитарных вопросов Сирии. Необходимо, чтобы требования Совета Безопасности подкреплялись конкретными договоренностями на земле.

Было бы наивно думать, что сложные вопросы моментально разрешатся. Рассчитываем, что все влиятельные внешние игроки будут этому способствовать. Видим, что некоторые зарубежные спонсоры незаконных вооружённых формирований серьёзно недорабатывают в этом плане, а то и целенаправленно пренебрегают своими обязательствами. Россия, работающая со всеми сторонами конфликта, делает всё возможное для нормализации обстановки, активно помогает в области гуманитарного содействия. Большой объём работы проводят наши партнёры по Астанинскому процессу – Иран и Турция. В следующем месяце мы готовимся к важным встречам в этом формате. В рамках «южной» зоны деэскалации налажено неплохое взаимодействие с Иорданией и США, хотя в последнее время наблюдаем в отдельных районах повышение напряжённости в результате активизации вооружённых группировок.

В резолюции чётко прописано, что её действие не распространяется на военные действия против ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры, других связанных с «Аль Каидой» организаций и прочих террористических группировок, признанных таковыми Советом Безопасности. Эта борьба будет продолжена. Призываем международных игроков к плотной координации в этом вопросе, в том числе с сирийскими властями, при неукоснительном соблюдении международного права, включая уважение к суверенитету и территориальной целостности Сирии. Цель борьбы с террористами не должна становится прикрытием для решения тех или иных геополитических вопросов с сомнительной легитимностью. А это как раз то, чем занимаются США в Сирии.

Вместо того, чтобы расточать красноречие по поводу России... Кстати, в следующий раз я посчитаю, сколько раз постпред США Н.Хейли упомянула нашу страну.

Настаиваем на скорейшем прекращении оккупационных замашек так называемой «коалиции», что имело бы, среди прочего, и отчётливый гуманитарный эффект. Это позволило бы правительству Сирии заняться восстановлением нормальной жизни на всех освобождённых от террористов территориях, в том числе на севере и востоке страны.

С ликвидацией коалиционной военной базы «Ат-Танф» решилась бы проблема с перемещёнными лицами в лагере Рукбан. Напоминаем также в этой связи, что помощь его обитателям нужно стремиться оказывать по самым прямым путям, как это предусмотрено гуманитарными резолюциями по Сирии.

Важно, что резолюция призывает в неотложном порядке ускорить на всей территории Сирии гуманитарную деятельность, связанную с разминированием. Подтверждается требование, чтобы все стороны демилитаризовали медицинские учреждения, школы и другие гражданские объекты и избегали создания военных позиций в населённых районах. Незаконные группировки боевиков часто этим грешат. Более чётко идентифицируются «болевые точки» конфликта, которые сегодня не ограничиваются Восточной Гутой или Идлибом. В этом ряду – разрушенная «коалицией» Ракка. Выражается негодование по поводу обстрелов боевиками Дамаска, под которые не раз попадало наше Посольство.

Мы знаем, что гуманитарная ситуация в Сирии очень тяжелая и требует срочных шагов, но прекрасно видим, что пропагандистский сценарий, разворачивающийся вокруг Восточной Гуты, в точности соответствует кампании, которая шумела в конце 2016 года в ходе контртеррористической операции по освобождению Восточного Алеппо. Надо заниматься не только Восточной Гутой, но и Раккой, Рукбаном, Фуа, Кафрайей и Ярмуком. Помощь должна идти во все районы Сирии. В резолюции акцентируется необходимость поддержки для восстановления стабильности в районах, куда возвращаются мирные жители. Считаем это недвусмысленным сигналом тем столицам, которые продолжают обусловливать содействие на цели восстановления определённой переходной динамикой в политическом процессе.

Резолюция фиксирует, что гуманитарные приоритеты для Сирии на 2018 год не ограничиваются пятью запросами Гумкоординатора ООН М.Лоукока. Повестка дня гораздо шире. Рассчитываем, в частности, что профильные агентства ООН и их партнёры будут чутко реагировать на обращения властей Сирии.

В завершение хотелось бы выразить глубокую тревогу в связи с публичными заявлениями отдельных официальных лиц США, выступающих с угрозами агрессии против суверенной Сирии. Сразу предупреждаем: мы не допустим произвольной интерпретации только что принятой резолюции. Требуем прекратить раскручивание этой безответственной и ненавистнической риторики и вместо этого включиться в общие усилия по урегулированию конфликта Сирии на основе резолюции 2254 Совета Безопасности ООН.

Благодарю Вас.