Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя России при ООН В.А.Небензи на неофициальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности ООН, расширении его членского состава и связанным с этим вопросам

Спасибо, уважаемые сокоординаторы,

Благодаря вас за слова поддержки.

Признательны за созыв сегодняшнего неофициального заседания Генассамблеи ООН в рамках межправительственных переговоров по реформе Совета Безопасности ООН. Вопрос региональной представленности, поставленный в центр сегодняшней дискуссии, является, безусловно, одним из определяющих для реформенного процесса.

Россия в принципиальном плане выступает за расширение представленности в СБ развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Такой подход, наряду с правом вето нынешних постоянных членов СБ, будет залогом того, что решения Совета продолжат носить сбалансированный характер. Не сомневаемся, что среди этой многочисленной группы есть немало стран, которые способны вносить весомый вклад в поддержание международного мира и безопасности.  

Вместе с тем вновь обращаем внимание сокоординаторов, что все пять аспектов реформы СБ, как они определены в решении Генассамблеи 62/557, должны непременно обсуждаться в неразрывной связке. Любые попытки «вычленить» те или иные кластеры контрпродуктивны и чреваты размывом «пакетного подхода», который лежит в основе переговоров и согласован всеми государствами-членами. Его главный элемент – «пока не согласовано все, не согласовано ничего».

Принципиально важно обеспечить всеохватный и прозрачный характер переговоров. Необходимо, чтобы в ходе дискуссий учитывалась все точки зрения – независимо от того, какое количество государств их отстаивает. Только на таком основании можно достичь искомой цели – нащупать формулу реформирования СБ, пользующуюся максимально широкой поддержкой. Оптимально – консенсусом. В противном случае обновленный Совет никогда не станет подлинно легитимным и представительным.

Нельзя также забывать, что переговорный процесс является исключительной «собственностью» государств-членов. Функции сокоординаторов состоят сугубо в оказании содействия делегациям в сближении их переговорных позиций. Прогресс в реформировании Совета не может быть достигнут через подготовку каких-либо «координаторских текстов», переговорных документов или иные не согласованные со всеми государствами-членами инициативы.

Руководствуясь интересами поступательного развития переговорного процесса, не стали возражать против инициативы сокоординаторов положить в основу дискуссий в ходе нынешнего раунда документ «Совпадающие элементы и вопросы для дальнейшего рассмотрения» Вместе с тем обращаем внимание, что рассматриваем его исключительно как отражение точки зрения сокоординаторов, своего рода справочный материал, а не продукт работы государств членов.

Более того, документ неизбежно унаследовал ряд серьезных изъянов «Пищи для размышлений», разработанной координаторами предыдущего раунда. Он все также недостаточно учитывает весь спектр позиций, высказанных в ходе межправпереговоров, в том числе российской делегацией. Не отражает он и взаимосвязь между различными элементами этих многослойных подходов. Такую тенденцию, к сожалению, продолжают многие последние добавления, в том числе по вопросу о региональной представленности.

Уважаемые сокоординаторы,

Нам известно о попытках оказания серьезного давления на вас и председателя Генассамблеи. Его цель очевидна – продавить один из вариантов реформирования СБ. Настоятельно призываем государства воздерживаться от подобных методов работы. Убеждены, что на фоне сохраняющихся принципиальных разногласий между государствами-членами по вопросы реформы Совета они являются весьма вредными, могут привести к перегреву обстановки, углублению раскола в ГА и отбросить реформенные усилия далеко назад.

Благодарю за внимание.