Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя России при ООН В.К.Сафронкова на брифинге Председателя Комитета 1540 в Совете Безопасности ООН

Г-н Председатель,

Признательны Постоянному представителю Боливии г-ну Льоренти Солису за его брифинг по работе Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1540 (2004). Хотели бы поблагодарить посла Боливии и его делегацию за руководство этим вспомогательным органом Совета, гибкость, умение инкорпорировать различные точки зрения в итоговые документы.

Хотели бы также выразить признательность всей команде группые экспертов за профессиональнную деятельность.

Борьба с распространением ОМУ – один из военно-политических приоритетов Российской Федерации. Как и по любым другим острым вопросам, здесь требуются совместные скоординированные усилия всех без исключения государств. Мы заинтересованы в нахождении общих позиций с нашими партнерами в целях скорейшего продвижения нераспространенческой повестки дня, тем более что проблемы в этой сфере продолжают обостряться.

Резолюция СБ 1540, у истоков которой стояли Россия и США, по праву занимает особое место в архитектуре глобального нераспространения. Она нацелена на создание прочного правового и правоприменительного заслона в целях предотвращения попадания ОМУ в руки негосударственных субъектов, включая террористов.

Ценность резолюции 1540 также в том, что она является инструментом сотрудничества, а не принуждения или навязывания «услуг». Принятая по итогам обзорного процесса новая резолюция 2325 укрепляет нераспространенческий потенциал 1540, способствует обмену наилучшими практиками его выполнения, повышению эффективности содействия нуждающимся государствам при должном учете специфики их потребностей.

Исходим из того, что ответственность за выполнение резолюции  лежит на государствах. Международные и региональные организации, промышленность, деловые, академические, научные круги, а также другие сегменты гражданского общества играют важную вспомогательную роль, содействуя государствам в реализации конкретных положений этого важного решения СБ.

Институциональная база резолюции соответствует поставленным задачам. Убеждены: к оценке функционирования этого вспомогательного органа Совета или Группы экспертов следует подходить реалистично. Создание дополнительных бюрократических структур вокруг тематики 1540, ограничение продолжительности контрактов экспертов или искусственное продвижение радикальных, но не проработанных предложений могут привести к созданию дополнительных препятствий, а не повышению эффективности в работе Комитета. Таким образом, следует руководствоваться принципом – сотрудничай и не навреди.

В свете продолжающейся активности в Сирии Исламского государства и других террористических группировок, которые освоили технологии производства химоружия и активно его применяют, значимость коллективной работы по предотвращению этого ужасающего феномена химического терроризма только повышается. Причем действовать следует оперативно, осознавая, что с учетом динамики ситуации в Сирии, террористы, в том числе получившие практический опыт в области химвооружений, будут пытаться скрыться в третьих странах.

Г-н Председатель,

Со своей стороны, заинтересованы в укреплении режима нераспространения ОМУ, в том числе в контексте выполнения резолюции 1540. Готовы к конструктивному взаимодействию с председательством Комитета и нашими партнерами.

Что касается прозвучавших сегодня упоминаний инцидента в Солсбери. Скажу кратко: мы ждем данных расследований и ответов на наши вопросы. Не ошибусь, если подчеркну: все порядком устали от бездоказательных заявлений. То же самое касается и Восточной Гуты, которая, надеемся, скоро начнет возвращаться к мирной жизни. А эксперты ОЗХО расследуют утверждение, и рассчитываем, что им позволят это сделать.

Благодарю вас.