Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на неофициальном заседании ГА ООН по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности, расширении его членского состава и связанным с этим вопросам

Г-жа и г-н председатели,

Россия приветствует созыв пятого, завершающего заседания Генассамблеи по вопросу реформы СБ ООН, призванного обсудить прогресс, достигнутый в этом году, и обменяться мнениями в отношении дальнейших шагов.

Убеждены, что текущая сессия межправительственных переговоров привнесла новые важные элементы для понимания контуров эвентуальной реформы. Дискуссия получилась насыщенной и плодотворной, а нынешний переговорный формат показал свою востребованность и актуальность. Все это позволило выявить вопросы, где вполне возможно дальнейшее сближение позиций.

Например, подавляющее большинство государств, включая нашу страну, четко выступают за более широкое представительство в СБ развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки. Прежде всего, должна быть исправлена историческая несправедливость в отношении Африки, количество мест которой в Совете не соответствует ни современной роли континента в международных делах, ни общему числу африканских государств. На этом фоне рассуждения о новых местах в Совете для регионов и объединений, которые в нем и так хорошо представлены, как представляется, необоснованны, несправедливы и бесперспективны.

Отмечаем наличие интереса к «промежуточной модели» реформирования Совета с новой категорией более длительного, чем два года, пребывания в нем. При этом мы не исключаем возможности его расширения и в категории постоянных членов. Однако такая схема должна содержать четкое понимание того, какие конкретно страны займут места в Совете на постоянной основе. При наличии целого ряда достойных кандидатов до такой ясности еще далеко.

Немало заслуживающих внимания идей было высказано в отношении улучшения рабочих методов Совета. Ширится поддержка идеи о том, что число кураторов находящихся на его повестке досье, т.н. «пенхолдеров», не должно ограничиваться несколькими странами. Очевидно, что есть определенные резервы для совершенствования отношений между двумя главными органами ООН – Советом Безопасности и Генассамблей, а также между СБ и Советом мира и безопасности Африканского Союза.

В то же время вынуждены констатировать, что состоявшаяся дискуссия пока не позволяет говорить о том, что мы приблизились к выработке универсальной формулы реформирования СБ, которая могла бы получить максимально широкую поддержку. Подходы по-прежнему существенно разнятся, подчас диаметрально.  Для нас очевидно, что до этапа появления документа, который мог бы стать основой для работы над текстом, нам еще далеко.

Мы внимательно изучили представленный сокоординаторами документ – «Обновленные элементы общности и вопросы для дальнейшего рассмотрения». Хотя он и неидеален – и наши подходы в нем отражены далеко не полностью – однако Л.Нусейбе и К.Брауну, как представляется, все же удалось выполнить главную задачу: вычленить центральные вопросы обсуждения, разглядеть преобладающие тенденции и в непредвзятой манере отразить их на бумаге. При этом еще раз хотели бы подчеркнуть, что «собственность» в переговорном процессе принадлежит исключительно государствам-членам.

Тем не менее, наша приверженность достижению результатов в рамках имеющегося формата дискуссий остается неизменной. Площадка межправительственных переговоров обладает одновременно уникальной и универсальной легитимностью для всего комплекса проблем реформы. Отход от нее может привести к распаду всей переговорной архитектуры, отбрасыванию процесса на многие годы назад. Этого допустить нельзя.

Мы всегда исходили из того, что реформенный процесс, носящий, по сути, судьбоносный характер для всего мира, с учетом его всеохватности, глубины и сложности требует кропотливой и терпеливой работы, где интересы максимального количества государств-членов должны быть учтены. Проигравших быть не должно. Иначе все благие намерения сделать Совет более представительным, более эффективным, более демократичным «пойдут прахом».

Г-жа и г-н председатели,

Отмечаем вашу положительную роль в оказании максимального содействия переговорам и следование принципу «честного брокерства» в отношениях со всеми участниками процесса. Убеждены, что переговорный график, предложенный вами в начале нынешней сессии, является оптимальным. Рассчитываем, что он будет уважаться и соблюдаться всеми государствами-членами. С интересом ждем обсуждения в ходе намеченного на 3 июня неформального ритрита.

В заключение хотели бы отметить, что для дальнейшего продвижения на переговорном треке нужна кропотливая работа всех государств-членов над сближением подходов, проявление политической мудрости и готовность выйти на разумный компромисс. Следование этим принципам со временем даст тот самый, приемлемый для всех результат. 

Благодарю Вас.