Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя России при ООН В.А.Небензи на неофициальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности ООН, расширении его членского состава и связанным с этим вопросам

Уважаемые Сопредседатели,

Уважаемый Председатель Генеральной Ассамблеи,

Уважаемые дамы и господа,

Российская Федерация приветствует созыв первого неофициального заседания Генассамблеи в рамках 14-го раунда межправительственных переговоров по реформе Совета Безопасности ООН. Считаем правильным решение сокоординаторов возобновить дискуссии с размышлений, а, по сути, «работы над ошибками», которые были допущены в ходе предыдущих раундов. Их исправление должно способствовать продвижению в этом весьма непростом и важном вопросе.

Принимая во внимание заявленную тематику, хотели бы, прежде всего, отметить, что считаем принципиально важным выстраивать дальнейший переговорный процесс с учетом всей гаммы позиций. Неприемлемо вести речь о «большинстве» или «меньшинстве». Тем более что статистика, как известно, вещь лукавая. Линия на приоритезацию какого-либо одного подхода лишь обострит противоречия и отбросит переговорный процесс назад.

В этом же контексте подчеркиваем, что прогресс в реформировании Совета не может быть достигнут через вбрасывание каких-либо «координаторских текстов», переговорных документов или иных инициатив, которые не согласованы со всеми государствами-членами. Предыдущие сессии Генассамблеи показали тщетность и опасность попыток решения реформы через навязывание несогласованных формул.

К сожалению, в прошлом приходилось не раз иметь дело с попытками форсировать реформенный процесс, в том числе в целях его перевода на текстуальную основу. Они также ни к чему хорошему не приводили, лишь накаляя атмосферу. На этом фоне мы не видим альтернативы продолжению работы без ажиотажа, установления произвольных графиков, навязывания определенных модальностей и стремления решить эту комплексную проблему одним «росчерком пера».

Убеждены, что все пять аспектов реформы, как они определены в решении Генассамблеи 62/557 (категории членского состава, право вето, региональная представленность, размер Совета и его рабочие методы, отношения между Советом и Генассамблеей) должны обсуждаться в неразрывной связке. Любые попытки «выдернуть» отдельные кластеры чреваты размыванием «пакетного подхода», лежащего в основе переговоров и согласованного всеми.

Поздравляем уважаемых сопредседателей, Постпредов Грузии и ОАЭ К.Имнадзе и Л.Нусейбе с назначением их на этот пост. Видим роль Председателя 72-й сессии Генассамблеи М.Лайчака и сокоординаторов межправительственных переговоров в оказании максимального содействия переговорам именно на основе изложенных принципов. Разумеется, при том понимании, что «собственность» в этом процессе остается за государствами-членами. Но одновременно сопредседатели не должны быть подвергаемы  давлению. Никто, как мы слышали сегодня, не должен им навязывать задачу представлять какой-либо текст. Это просто не их задача.

Приходится констатировать, г-да Сопредседатели, что государства-члены подошли к нынешнему раунду с багажом серьезных противоречий как по процедурным аспектам, так и по существу вопроса о реформе Совета. Многолетние дискуссии пока не помогли нащупать универсальное решение. Несмотря на это считаем, что делегации должны продолжать старательную работу над сближением подходов, демонстрируя политическую мудрость.

Позиция России хорошо известна. Нам сегодня предлагали не повторяться, но, думаю, не помешает еще раз услышать. Для нас ориентир – придание Совету более представительного характера, но без ущерба для его оперативности и эффективности. Реформированный СБ должен быть компактным, с тем чтобы обеспечить адекватное и быстрое реагирование на возникающие вызовы. Оптимальный численный состав обновленного Совета – «двадцать с небольшим» членов (low twenties).

Переговоры должны быть ориентированы на поиск такой модели реформы, которая пользовалась бы максимально широкой поддержкой государств-членов – гораздо более значительной, чем две трети голосов, необходимых для принятия решений в Генассамблее. В идеале – консенсусом.

Вопрос реформы СБ не может быть решен «арифметическим путем» за счет постановки тех или иных моделей на голосование для получения минимально необходимых голосов. Результат, достигнутый таким образом, едва ли добавит авторитета Совету и в целом ООН. И уж точно не послужит укреплению всемирной Организации. А как раз наоборот.

Для нас неприемлемы любые задумки, влекущие ущемление прерогатив нынешних постоянных членов СБ, включая институт вето. Следует помнить: данный институт не привилегией, а инструментом, важным фактором, стимулирующим членов Совета к поиску сбалансированных решений. Покушаться на него было бы неверно и с исторической, и с политической точек зрения.

Мы в принципиальном плане выступаем за более широкое представительство в СБ развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки. Эти регионы в сегодняшней структуре Совета, очевидно, недопредставлены.

Благодарю Вас.