Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по миротворчеству

Г-жа Председатель,

Благодарим заместителя Генерального секретаря ООН по миротворческим операциям Жан-Пьера Лакруа за его брифинг, очень ценим высказанное им мнение.

Безусловно, миротворчество является несущим столпом ООН, а операции по поддержанию мира – незаменимым элементом поддержания международного мира и безопасности посредством урегулирования конфликтов.

Именно поэтому в центре внимания государств-членов и Секретариата ООН неизменно находятся вопросы оптимизации миротворческих миссий, а также повышения эффективности работы и безопасности «голубых касок».

Ценим инициативу и личные усилия Генерального секретаря ООН, предпринимаемые на этом направлении, включая предложенную им Декларацию совместных обязательств (Declaration of shared commitments). Многие положения этого документа заслуживают поддержки. Мы одобрили его, но с оговоркой: мы, например, не разделяем приравнивание задач по наблюдению за правами человека и защите гражданских лиц, так как последнее может предполагать применение миротворцами силы.

Тем не менее, важно, что эффективности миротворчества уделяется самое пристальное внимание, а значит, в конечном счете государства-члены, с помощью Спецкомитета по миротворчеству
(С-34), смогут найти консенсусное решение.

Одним из таких вопросов, которые предстоит решить – повышение эффективности работы миротворцев и гражданского персонала, укрепление дисциплины.

Убеждены, что здесь требуется комплексный и всеохватный подход, основанный на взаимодействии Совета Безопасности, стран-поставщиков контингентов, принимающих государств и Секретариата ООН. Важен не только честный и конструктивный разговор, но и добросовестное выполнение своих обязанностей каждым «звеном».

Г-жа Председатель,

Если говорить о повышении эффективности миротворческих усилий в целом, то, конечно, существенных результатов помогут добиться только предельно четкие и ясные мандаты миссий с акцентом на политическое урегулирование. В ходе стратегических обзоров миссий необходимо планомерно «вычищать» мандаты – убирать из них «побочные» задачи правочеловеческого, гуманитарного и социального характера, – все это задачи для принимающего правительства.

Разумеется, эффективность «голубых касок» напрямую зависит и от прозрачной и понятной всем работы Секретариата ООН. Тренировочные пособия, концепции и руководящие принципы должны полностью соответствовать параметрам, определенным Спецкомитетом по миротворчеству, быть четкими и понятными для выполнения.

Здесь, к сожалению, не все гладко. Наиболее ярким примером пренебрежения к решениям государств-членов является вопрос сбора и анализа информации или так называемая «разведка в миротворчестве». Первая версия Концептуального документа противоречила решениям государств. А вторую - доработанную - версию, как мы понимаем, предлагается реализовывать без полноценного ознакомления и одобрения С-34. Разумеется, мы не можем разделить такой подход к столь чувствительному вопросу.

Г-жа Председатель,

Что касается стандартов исполнительности, то они должны включать оценку работы всех компонентов миротворческих миссий, а также Секретариата ООН в Нью-Йорке. Соответствующая методология должна основываться на ясных и четких контрольных показателях. При этом надо исключить саму возможность предвзятого и субъективного подхода к определению неэффективности контингентов.

Не могу обойти и другой острый вопрос. К сожалению статистика преступлений сексуального характера пока не дает повода для оптимизма. Этот вопрос заслуживает пристального внимания – сегодня мы слышали эмоциональные свидетельства об этом от г-жи Блейкмур. Но вызывает резонные вопросы идея коллективной ответственности целых контингетов за индивидуальные, пусть и непростительные преступления. Но речь идет не только о преступлениях, в которых обвиняются «голубые каски». Политика «нулевой терпимости» должна в равной степени распространяться на неооновских миротворцев, а также представителей неправительственных организаций, аккредитованных при ООН.

В целом исходим из того, что параметры реформирования миротворческой деятельности ООН должны определяться в межгосударственном формате. Именно так зафиксировано в докладах Спецкомитета по миротворчеству, ежегодно одобряемых консенсусом Генеральной Ассамблеи. И реализация инициатив также должна осуществляться при полном учете оценок и озабоченностей государств-членов.

При этом в центре преобразовательных процессов лежит безусловное соблюдение Устава ООН и базовых принципов миротворчества: согласие сторон, беспристрастность, неприменение силы, кроме самообороны и защиты мандата. Их гибкая  интерпретация, даже под самыми благородными предлогами, недопустима.

Этими базовыми принципами должны регулироваться все аспекты работы миссий, включая защиту гражданских лиц, там, где это закреплено в мандате. Нельзя, чтобы миротворцы «размахивали шашками» и превращались в воюющую сторону конфликта. Тем более не может быть и речи о применении силы в отношении принимающих миссии государств – именно они несут главную ответственность за безопасность населения.

Тем более у нас вызывают вопросы предложения по трансформации миротворчества в «силовой» инструмент  или разговоры о привлечении «голубых касок» к наступательным и контртеррористическим операциям. Такой подход превратит их в «цель», в мишень. Обратите внимание, что увеличение числа смертей миротворцев в последние годы происходит именно по мере усиления мандатов отдельных миссий.

В то же время мы полностью разделяем необходимость повышения безопасности миротворцев. Этого можно достичь, улучшая их профессиональную подготовку и материально-техническое обеспéчение.

Г-жа Председатель,

В завершение хотел бы прокомментировать предложение США о проекте документа СБ по эффективности миротворчества. В ходе его обсуждения мы, разумеется, будем опираться на только что озвученные подходы. Однако, с учетом общего характера вопроса, считаем важным, чтобы какие бы то ни было решения пользовались безусловной поддержкой не только членов Совета, но и стран-поставщиков контингентов. Лучше всего подходит для этого Спецкомитет по миротворчеству. Именно на его площадке эффективно работает формат такого трехстороннего сотрудничества.

Не считаем, что Совет должен пытаться обойти Комитет-34 и заниматься микроменеджментом. Хотя, несомненно, важно было бы послать политический сигнал о важности вопросов повышения эффективности миротворчества. Это можно было бы сделать в отдельном Заявлении Председателя.

Благодарю за внимание.