Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.о. Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по миротворческим операциям ООН: обучение и укрепление потенциала

Господин Председатель,

Признательны за организацию сегодняшнего мероприятия. Считаем полезным брифинг помощника Генсекретаря ООН г-жи Бинту Кейты. Приветствуем усилия, которые предпринимает Генеральный Секретарь на направлении повышения эффективности обучения и укрепления потенциала (capacity-building) миротворцев.

В ООН в настоящее время проходит период масштабных преобразований. Одной из ключевых областей для реформ является архитектура мира и безопасности. Именно этот компонент включает в себя вопросы операций ООН по поддержанию мира.

Конечной целью этого процесса является повышение эффективности миротворчества с тем, чтобы «голубые каски» были адекватно оснащены и подготовлены к реализации мандатов СБ ООН.

Здесь важна не только квалификация кадрового состава, его профессиональная подготовка, но и возможность своевременного развертывания миссий, их мобильность «в поле» в рамках предоставленного мандата.

Г-н Председатель,

К сожалению, у членов Совета не было достаточно времени, чтобы ознакомиться с докладом Генсекретаря. Наши столицы продолжат его тщательное изучение. Вместе с тем обратили внимание, что в этом документе верно отмечается, что вопрос подготовки кадров ООН не может решить самостоятельно – основная ответственность лежит на самих государствах.

Речь идет не только о тех странах, которые разрабатывают и предоставляют обучающие программы, но в первую очередь о странах-поставщиках контингентов. Их роль невозможно переоценить – без них реализовывать поставленные Советом Безопасности задачи невозможно.

Убеждены в необходимости плотного «трехстороннего» (triangular) сотрудничества и координации усилий по вопросам обучения кадров и укрепления потенциала между Советом Безопасности, странами-поставщиками контингентов и Секретариатом ООН. Однако не менее важны и прямые контакты между государствами, разрабатывающими обучающие программы и участвующими в них.

Разумеется, крайне важно учитывать современные реалии, спрос, понимать, какие именно миротворцы сегодня необходимы, подготовка в каких областях наиболее актуальна.

Здесь, например, стоит упомянуть о языковой подготовке – на этом вопросе Генеральный секретарь отдельно остановился в своем докладе.

Признаем, что 48% миротворцев работают во франкоязычной среде и, возможно, необходимо держать этот вопрос в поле зрения, но является ли он приоритетным, надо хорошо взвесить совместно с поставщиками контингентов и принимающими государствами.

Мнения и озабоченности поставщиков-контингентов учитывать необходимо. Именно их военнослужащие и полицейские лучше кого бы то ни было понимают, какие задачи решаются в «поле» и какие навыки нужны для их решения.

В этом контексте не могли не обратить внимание на упоминание в докладе Генерального Секретаря ООН форумов, инициаторами которых начиная с 2015 года выступали отдельные государства-члены. Исходим из того, что вопросы, имеющие принципиальное значение для миротворчества, системы ООН, всех государств-членов и стран-поставщиков контингентов в частности, должны обсуждаться в межгосударственных органах системы ООН.

Создание альтернативных площадок на практике не гарантирует реальных улучшений. Так, например, несмотря на усилия, предпринимаемые в том числе вне ООН, по укомплектованию Миссии в Мали, на деле на протяжении вот уже нескольких лет ее полицейский компонент насчитывает лишь 88% от предельной численности, а военный и вовсе 85%.

Исходим из того, что работа на миротворческом направлении должна строиться на основе обсуждений и решений, принимаемых на площадке Специального комитета по миротворчеству, в который входит более 150 государств.

Г-н Председатель,

В разделе «Рекомендации» доклада Генерального секретаря содержатся предложения по организации, как мы понимаем в Секретариате ООН, двух механизмов, призванных повысить эффективность взаимодействия государств в вопросах обучения и укрепления потенциала. Внимательно изучим эти инициативы.

В общем плане надеемся, что привязка межгосударственного взаимодействия к Секретариату не создаст дополнительных препятствий и не спровоцирует ненужную конкуренцию между государствами, которые предоставляют программы обучения. Рассчитываем, что это будет способствовать лучшей осведомленности стран-поставщиков контингентов о доступных для них программах.

Г-н Председатель,

Российские миротворцы – мужчины и женщины – несут службу в десяти ОПМ ООН. Мы поддерживаем большее участие женщин в миротворчестве ООН. В частности, доля наших женщин среди полицейских-миротворцев уже достигла 23%. Увеличивается и число женщин среди военных наблюдателей.

Наша страна накопила солидный опыт в вопросе подготовки миротворческих кадров. В российских центрах проходят подготовку не только наши, но и иностранные миротворцы – полицейские и сформированные подразделения (formed units), военные наблюдатели. Выстроена система обучения, которая включает как общую подготовку, так и специализированную, непосредственно перед направлением миротворцев в конкретную миссию.

Языковая подготовка также адаптируется к потребностям. Ведётся работа по созданию дополнительных учебно-тренировочных центров подготовки миротворцев. С целью расширения вклада в подготовку иностранных экспертов для миссий ООН рассматриваем также использование возможностей Общевойсковой академии (troop academy) Вооруженных Сил России в городе Наро-Фоминск.

Готовы и далее оказывать всевозможное необходимое содействие укреплению потенциала миротворчества ООН в целом.

Благодарю за внимание.