Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН по вопросам полиции

Г-н Председатель,

Благодарим Вас за организацию сегодняшнего мероприятия по вопросам полиции в миротворческих операциях и специальных политических миссиях ООН.

Признательны заместителю Генерального секретаря ООН по операциям по поддержанию мира (ОПМ) Жан-Пьеру Лакруа, а также командующим полицейскими компонентами миссий в Мали, на Гаити и в Дарфуре за полезные брифинги. Хотели бы воспользоваться этой возможностью, чтобы еще раз выразить признательность всем полицейским-миротворцам, работающим в системе ООН, за их самоотверженный труд.

Работа полицейских-миротворцев в современной миротворческой деятельности ООН весьма важна – перед ними стоят масштабные задачи, а работать приходится во все более сложных условиях.

Они не только помогают обеспечивать общественный порядок, но и поддерживают усилия национальных правительств по защите гражданских лиц, играют важную вспомогательную роль в постконфликтном реформировании правоохранительных институтов, наращивании национального потенциала принимающих государств.

Исходим из того, что, оказывая такое содействие от имени всего мирового сообщества, полицейские, так же как и все миротворцы, обязаны неукоснительно выполнять выданный Советом Безопасности мандат, соблюдать Устав ООН и базовые принципы миротворчества.

Ключевая составляющая эффективного выполнения мандатов – налаживание конструктивных и основанных на доверии отношений с принимающей стороной, учет определяемых ею приоритетов.

Именно принцип национальной ответственности (national ownership), является залогом успеха. Вряд ли можно говорить об эффективности международной поддержки, если многолетнее присутствие миссий будет в конечном итоге приводить лишь к подмене ооновцами усилий местных полицейских.

Не менее критическое значение при оказании содействия государствам имеет учет страновой специфики. Попытки применить универсальный подход к реформированию столь важной и чувствительной сферы общества, как правоохранительные структуры, неизбежно приведет к отторжению предлагаемых рецептов.

Г-н Председатель,

     Для эффективного выполнения стоящих перед полицейскими задач, особенно при наличии дополнительных осложняющих конфликтогенных факторов, требуются должное техническое и кадровое обеспечение.

Российская Федерация как страна-поставщик полицейских контингентов продолжает наращивать свой вклад в миротворческую деятельность ООН и направлять в миссии сотрудников с соответствующими навыками.

С 1992 г. полицейскими-миротворцами стали более 500 сотрудников органов Министерства внутренних дел России. С момента состоявшегося в июне 2016 года Саммита по полиции количество российских полицейских-миротворцев увеличилось более чем на 50%. В настоящее время они задействованы в операциях в Южном Судане, Косово, на Гаити и Кипре. При этом 20% из них - женщины. В самой России вклад женщин в деятельность полиции также неуклонно растет.

     Россия также стремится вносить свою лепту в повышение эффективности работы полицейских миротворцев, в т.ч. иностранцев. С 2000 г. на базе Центра подготовки миротворцев Всероссийского института повышения квалификации МВД России в г. Домодедово в Московской области, сертифицированного ООН, подготовку прошли более 350 иностранных полицейских-миротворцев, включая командиров из более чем 50 стран мира. Россия имеет уникальный опыт в области профессиональной подготовки миротворцев, которым мы готовы делиться.

Господин Председатель,

Россия поддержала принятую сегодня резолюцию. В то же время не скроем, что работа над документом проходила весьма непросто. Совет приложил немало усилий, чтобы документ не политизировал работу полиции ООН, а был сфокусирован на конкретных задачах, исходя из того, что каждый элемент системы ООН должен отвечать за свой четко очерченный круг вопросов.

Исходим из недопустимости интерпретации норм международного гуманитарного права в части, касающейся защиты гражданских лиц. Миротворцы, в т.ч. полицейские, ни при каких обстоятельствах не должны становиться стороной конфликта или присоединяться к ним, а тем более иметь возможность применения силы против принимающего государства.

Полиция безусловно играет важную роль в усилиях ООН по предотвращению возобновления конфликтов в рамках своего мандата в каждой конкретной миссии, однако сложно представить ее возможный вклад в предотвращение и посреднические усилия Генсекретаря до начала конфликта и развертывания миссии.

Мы выступаем за необходимость постоянного диалога Совета Безопасности со странами-поставщиками контингентов по всем аспектам деятельности миротворческих операций, в том числе на этапе их планирования и проработки мандатов.

     Убеждены, что дискуссии по наиболее сложным аспектам, а тем более вопросам структурной организации полиции, должны быть прозрачными. Наиболее удобными для этого разговора считаем существующие площадки Рабочей группы СБ по миротворчеству, а также Специального комитета Генассамблеи ООН по миротворческим операциям, где представлены все без исключений страны-поставщики контингентов.

Никакие внешние обзоры не способны заменить обсуждения вопросов полиции в межгосударственном формате.

    B этом контексте приветствуем организацию предстоящего брифинга глав полицейских компонентов в Специальном комитете по операциям по поддержанию мира.

Благодарю Вас.