Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи
 на пленарном заседании мероприятия ГА ООН высокого уровня по миростроительству и «сохранению мира»

Г-н Председатель,

Количество и уровень участников этого большого мероприятия свидетельствуют о неподдельном интересе к решению стоящих перед ООН задач в области миростроительства. Жаль только, что отдельные делегации используют эту трибуну и возможность на ней оказаться для политического пиара и бездоказательных обвинений. Позвольте нам не опускаться до полемики с ними. Сосредоточимся на теме.

Рассматриваем миростроительное содействие ООН в качестве одного из наиболее важных инструментов в арсенале Организации для оказания государствам помощи в преодолении последствий конфликтов и предотвращении их возобновления.

Эта деятельность осуществляется ООН уже многие годы. Государства-члены регулярно проводят ее обзоры, в которых учитывают опыт, изменяющиеся реалии, а также предложения и рекомендации различных исследований и докладов.

Признательны Генеральному Секретарю ООН А.Гутеррешу за его личные усилия и пристальное внимание к вопросам миростроительства. Готовая к принятию резолюция Генассамблеи – это важный сигнал государств-членов о готовности продолжать обсуждать рекомендации тематического доклада Генсекретаря для выработки согласованных подходов к работе ООН на направлении миростроительства и «сохранения мира», которые неразрывно связаны между собой.

Хотели бы отдельно остановиться на последнем термине. В 2016 году по итогам обстоятельного обсуждения были приняты идентичные резолюции СБ и ГА ООН по обзору миростроительной архитектуры. В этих документах государства-члены закрепили свое решение относительно того, что именно они имеют в виду, когда говорят о необходимости сохранять мир.

Государства постановили, что это должно, прежде всего, означать общее понимание  всеми сегментами общества задач по преодолению конфликта и его коренных причин, восстановлению и недопущению его возобновления. Все участники национальных процессов несут общую ответственность за мир. Задача ООН при необходимости оказывать содействие в укреплении собственного потенциала принимающей стороны, ведь именно она несет главную ответственность за все эти процессы.

Поскольку именно принимающие государства играют «первую скрипку», предложение сделать «сохранение мира» новым направлением работы ООН требует дополнительного обсуждения – государства-члены пока не обсуждали какую-либо повестку дня «сохранения мира» и не принимали соответствующих решений.

Г-н Председатель,

Как известно, в соответствии с упомянутыми «идентичными» резолюциями, ООН призвана оказывать содействие государствам по «сохранению мира» на стадиях конфликта  – чем раньше, тем лучше.

Тем не менее, мы в общем плане полностью поддерживаем важность укрепления деятельности ООН по предотвращению конфликтов. Делаться это должно в соответствии с Уставом ООН, в котором это ясно прописано, и соответствующими решениями государств-членов. Важно, что и здесь главенствующую роль также играют сами государства, от решений которых зависят параметры международной поддержки, если она вообще необходима.

Конечно, профилактика лучше лечения. Но чтобы правильно лечить, нужно поставить правильный диагноз и выбрать верные методы. Иначе лечение может оказаться хуже болезни.

Убеждены, что у каждого конфликта свой уникальный набор причин. В каждом отдельном случае необходим деликатный и беспристрастный подход, терпеливый анализ и поиск уникального решения, прежде всего на национальном уровне. Любые шаблоны или универсальные «индикаторы» потенциальных кризисов могут быть неверно применены, а, значит, это может только навредить. Примеров этому, к сожалению, немало.

Помощь со стороны Всемирной организации должна быть нацелена на устранение коренных причин кризисов, содействие примирению и развитию, а не сводиться к мониторингу неких неочевидных параметров, которые не находят консенсуса.

Критически важно, чтобы и государства-члены действовали на основе Устава ООН, а не спорных концепций наподобие «гуманитарных интервенций» или «ответственность по защите».

Надо сказать и о таком важном вопросе, как права человека. Семидесятилетний опыт Организации показывает, что эта тема нередко искажается и политизируется для влияния на суверенные внутриполитические процессы. А ведь именно вмешательство во внутренние дела является самой распространенной причиной современных внутренних и международных конфликтов. ООН не должна быть к этому причастна.

Г-н Председатель,

Права человека, развитие, мир и безопасность, безусловно связаны между собой, но не находятся в прямой зависимости. Само по себе развитие не может гарантировать мира, а мирная жизнь не обязательно гарантирует развитие. Поэтому важно не только учитывать взаимосвязь, но и четко понимать разницу в задачах этих процессов, а также то, какой именно орган или структура ООН несет ответственность за продвижение каждого из этих понятий.

Важно, чтобы подразделения системы ООН, занимающиеся миротворчеством, миростроительством, превентивной дипломатией, содействием развитию, правами человека и гуманитарным содействием четко следовали своим мандатам и не вторгались в зоны ответственности друг друга.

Это в полной мере относится и к функциям страновых команд ООН и их руководителей — резидентов-координаторов. Мы осторожно относимся к предложению фокусировать их работу на прогнозировании потенциальных конфликтов. На наш взгляд в приоритете их работы должно быть решение существующих проблем и устранение коренных причин кризисов, повышение потенциала и эффективности государственных институтов, а не дублирование или подмена их работы.

Что касается миростроительного содействия, то его параметры должны определяться приоритетами принимающей стороны при поддержке специального межгосударственного консультативного органа – Комиссии ООН по миростроительству.

Г-н Председатель,

Мы согласны с необходимостью обеспечения адекватного, предсказуемого и стабильного финансирования миростроительного содействия ООН. Генеральный секретарь ООН уже обладает для этого всеми необходимыми полномочиями и инструментами.

В частности, Генеральный секретарь возглавляет Координационный совет руководителей. В рамках этой структуры он имеет право привлекать к работе по миростроительству и «сохранению мира» все специальные учреждения, программы и фонды ООН. Это позволило бы не только мобилизовать ресурсы, но и осуществлять скоординированный подход к решению административно-финансовых проблем.

В свою очередь программы и фонды ООН могли бы использовать свой опыт работы с неправительственными организациями и частным сектором. Налаживание такой координации, ко всему прочему, позволило бы избежать дублирования усилий.

Г-н Председатель,

Только беспристрастный, неполитизированный и транспарентный подход к миростроительству и «сохранению мира» может способствовать эффективности работы на этом направлении.

Важно, чтобы такая помощь осуществлялась в поддержку усилий самих принимающих государств, без менторства и навязывания шаблонных рецептов. Только в этом случае содействие ООН в области миростроительства имеет шансы осуществить качественный скачок и способствовать достижению устойчивого мира.

Благодарю Вас.